Какие гарантии предоставляются представителям сторон в связи с разрешением коллективного трудового спора?

Ответ: Гарантии для членов примирительной комиссии и трудовых арбитров предусмотрены ст. 405 ТК РФ. Эта норма не упоминает посредников, хотя они должны пользоваться теми же гарантиями, поскольку также участвуют в разрешении коллективного трудового спора. Основной гарантией, которая предоставляется всем участникам рассмотрения коллективного трудового спора, является освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка на период рассмотрения коллективного трудового спора (споров), но на срок не более трех месяцев в течение одного года.

В связи с тем что конкретные работники могут неоднократно приглашаться (выдвигаться сторонами) для участия в разрешении коллективных трудовых споров, Минтруд России в своих рекомендациях предлагает ограничить общую продолжительность отвлечения работника от основной работы тремя месяцами в календарном году. Это означает, что при участии работника в разрешении двух и более коллективных трудовых споров продолжительность его отсутствия на работе в суммарном исчислении не должна превышать трех месяцев в каждом календарном году.

Это правило не распространяется на лиц, для которых участие в разрешении коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий либо в качестве посредников или трудовых арбитров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы (п. 23 Рекомендаций Минтруда России N 57 "Об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в примирительной комиссии"; п. 8 Рекомендаций Минтруда России N 58 "Об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника"; п. 9 Рекомендаций Минтруда N 59 "Об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже").

К ним, в частности, относятся руководители организаций, должностные лица объединений работодателей, профорги, иные руководители профсоюзов, председатели иных представительных органов работников. Эти лица в силу выполняемых ими функций могут участвовать в работе примирительных комиссий по разрешению неограниченного количества коллективных трудовых споров.

Второй категорией работников, которые участвуют в разрешении трудового спора, выполняя свои служебные обязанности, являются работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров. Они могут выступать в качестве трудовых арбитров.

Время освобождения от работы включается в стаж (кроме случаев исчисления стажа для назначения пенсии на льготных условиях в соответствии с законодательством о пенсиях).

Исчисление среднего заработка производится в общем порядке, который установлен ст. 139 ТК РФ.

Для членов примирительной комиссии сохранение среднего заработка обеспечивается работодателем.

Сохранение среднего заработка трудовым арбитрам производится соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в том случае, если они являются работниками указанных органов. Если же нет - вопрос о сохранении среднего заработка за период участия в разрешении коллективного трудового спора решается по согласованию между сторонами спора, арбитром и его работодателем.

Компенсация расходов посредников, трудовых арбитров и членов примирительной комиссии не предусмотрена, хотя на практике возможно возникновение необходимости выехать в другой населенный пункт, проживание вне места постоянного жительства и т. п. В этих случаях вопрос о компенсации расходов должен решаться по соглашению между заинтересованными лицами.

Специальные гарантии предусмотрены для представителей работников. Они не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа (ч. 2 ст. 405 ТК РФ). Однако эти гарантии должны применяться с учетом Постановления Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово".

Указанным Постановлением признано, что требование о получении предварительного согласия профсоюзного органа на увольнение работника, входящего в состав профсоюзного органа и не освобожденного от основной работы (норма, аналогичная гарантии, предусмотренной для представителей работников, участвующих в разрешении коллективного трудового спора), означает, что фактически вопрос об обоснованности расторжения по инициативе работодателя трудового договора с таким работником, совершившим дисциплинарный проступок, решается не судом, а профсоюзным органом, представляющим интересы лишь одной стороны в споре.

Установленный ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ и п. 3 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" запрет на увольнение работника, совершившего противоправное деяние, являющееся законным основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя, представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности и собственника.

Такие положения закона, по мнению Конституционного Суда РФ, предоставляют выборным профсоюзным работникам необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками и создают возможность злоупотребления правом, лишают работодателя возможности защищать в судебном порядке свои права и законные интересы, т. е. существенно ограничивает его конституционное право на судебную защиту.

Ю. П.Орловский

Институт законодательства

и сравнительного правоведения

при Правительстве РФ

А. Ф.Нуртдинова

Л. А.Чиканова

Институт законодательства

и сравнительного правоведения

при Правительстве РФ

15.01.2007