В ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговый орган отказал организации в принятии к вычету уплаченных при приобретении товаров сумм НДС вследствие отсутствия поставщика по указанному в счете-фактуре адресу. Правомерно ли это?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. В соответствии с пп. 1 п. 2 указанной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в определенных ст. 171 НК РФ случаях.

Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Так, согласно п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, - с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

13) страна происхождения товара;

14) номер таможенной декларации.

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Стоит заметить, что Минфин России в Письме от 07.08.2006 N 03-04-09/15 рекомендовал налогоплательщикам при заполнении соответствующих строк счета-фактуры указывать и юридический, и фактический адрес продавца и покупателя, если оба адреса указаны в учредительных документах.

Однако согласно гражданскому законодательству, а именно п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ, в учредительных документах указывается только один адрес - по месту нахождения организации, которое определяется в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности. Именно этот адрес налогоплательщик должен указать в счете-фактуре.

Если же адрес фактического местонахождения отличается от адреса, указанного в учредительных документах, то организация обязана внести соответствующие изменения в учредительные документы. При этом за невнесение изменений ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб.

Более того, согласно Приложению N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, в счете-фактуре в строке "Адрес продавца" указывается место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами.

Учитывая изложенное, решение налогового органа является в данном случае правомерным, но стоит заметить, что арбитражная практика по этому вопросу неоднозначна. Например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2004 N А44-4065/04-С9. Налоговый орган указывал на недобросовестность поставщика, выдавшего счет-фактуру, по причине его отсутствия по зарегистрированному юридическому адресу. Более того, поставщик длительное время находился в розыске и не сдавал налоговую отчетность по месту постановки на учет. По мнению налогового органа, сведения об адресах поставщиков в счете-фактуре являлись недостоверными, поэтому налогоплательщик-покупатель не имел права на вычет НДС по данному счету-фактуре. Однако данный довод был отвергнут судом на том основании, что нормами гл. 21 НК РФ на покупателя не возлагается ответственность за достоверность указанных в счете-фактуре сведений о местонахождении продавца этих товаров (работ, услуг).

Аналогичная позиция изложена и в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26.09.2003 N А38-1762-17/236-2003.

В Постановлении же ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2004 по делу N Ф03-А37/04-2/3603 суд в ходе рассмотрения спора о правомерности применения налоговых вычетов по НДС сделал вывод о том, что счет-фактура является доказательством права налогоплательщика на налоговые вычеты и должен достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодатель связывает налоговые последствия. Право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика, если достоверность сведений, указанных в п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ и отраженных в счетах-фактурах, не вызывает сомнений. Аналогичная позиция изложена также в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20.01.2004 N А28-6249/2003-348/23, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2004 N А28-6254/2003-299/26.

Таким образом, решение налогового органа о невозможности принятия организацией к вычету уплаченных при приобретении товаров сумм НДС вследствие отсутствия поставщика по указанному в счете-фактуре адресу является правомерным. Но, учитывая сложившуюся арбитражную практику, в суде налогоплательщик может доказать правомерность произведенного вычета НДС.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

15.01.2007