Налогоплательщик - индивидуальный предприниматель при проведении выездной налоговой проверки не представил налоговому органу документы для подтверждения налоговых вычетов, заявленных им в соответствующих налоговых декларациях. Документы для подтверждения налоговых вычетов при исчислении налогов на доходы физических лиц и на добавленную стоимость, единого социального налога не были представлены по не зависящим от него причинам в связи с их хищением. По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении предпринимателя к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. При этом суммы неуплаченных налогов налоговым органом были рассчитаны по имеющимся данным о полученной налогоплательщиком выручке от реализации товаров (работ, услуг). Правомерно ли в данной ситуации решение налогового органа?

Ответ: Подпунктом 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговым органам предоставлено право определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

В соответствии со ст. 210 НК РФ налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение всех доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ.

Согласно ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ.

Аналогично п. 3 ст. 237 НК РФ установлено, что состав расходов, принимаемых к вычету в целях обложения единым социальным налогом налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ.

Исходя из положений вышеизложенных норм при определении расчетным путем в случаях, установленных НК РФ, сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, должны учитываться не только имеющиеся данные о выручке от реализации товаров (работ, услуг) и других результатах предпринимательской деятельности, формирующих налоговую базу по соответствующим налогам, но и данные о расходах и иных экономических показателях, принимаемых к налоговым вычетам, а также данные об иных аналогичных налогоплательщиках.

Согласно ст. 171 НК РФ к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, либо товаров, приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Исходя из вышеизложенного ввиду невозможности представления налогоплательщиком соответствующих документов налоговый орган должен воспользоваться правом, гарантированным пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. При этом определение налоговых обязанностей предпринимателя расчетным путем должно быть основано на имеющейся у налогового органа информации о доходах и расходах налогоплательщика, а также иных аналогичных налогоплательщиков.

Такие выводы подтверждаются судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 01.11.2004 N Ф09-4539/04-АК, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.11.2004 N А28-4763/2004-240/23). В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.05.2006 N А19-3677/05-5-Ф02-2166/06-С1 судом сделан вывод о том, что поскольку налоговый орган не воспользовался правом на определение налоговых обязанностей предпринимателя расчетным путем на основании имеющейся у него информации о самом налогоплательщике и иных аналогичных налогоплательщиках, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что инспекция не доказала правомерность дополнительного начисления налогов и пеней, привлечения предпринимателя к налоговой ответственности за неуплату налогов.

Таким образом, решение налогового органа без учета данных о расходах и иных экономических показателях налогоплательщика, принимаемых к налоговым вычетам, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в указанной ситуации неправомерно.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

15.01.2007