Согласно пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ, в частности, операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций. Применяются ли положения данной статьи, в случае если финансирование предоставляется на возвратной основе? Соответственно, принимаются ли к вычету суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет указанных средств для выполнения НИОКР?

Ответ: В соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.

ФНС России в Письме от 15.03.2006 N ММ-6-03/274@ "О применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении научно-исследовательских работ, выполняемых учреждениями науки" пояснила, что под учреждением науки (научной организацией) в целях применения гл. 21 НК РФ понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, подтвердившая в указанном порядке факт осуществления в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.

Стоит заметить, что Российский фонд фундаментальных исследований, созданный Указом Президента РФ от 27.04.1992 N 426 "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации", является государственной некоммерческой организацией в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации. Фонд вправе самостоятельно выбирать области исследований, распределять внебюджетные средства и утверждать распределение ассигнований, выделяемых из федерального бюджета, по областям науки и проектам на конкурсной основе, а также по расходам в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Устава Российского фонда фундаментальных исследований, утвержденного Постановлением Правительством РФ от 03.11.1992 N 845, основной целью Фонда является поддержка фундаментальных научных исследований. Средства Фонда формируются за счет средств федерального бюджета, добровольных взносов и пожертвований организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, а также средств иных источников, не запрещенных законом.

В отличие от Российского фонда фундаментальных исследований основным направлением использования средств Российский фонда технологического развития является финансирование на договорной возвратной основе научных исследований и экспериментальных разработок в области создания новых видов наукоемкой продукции; разработки новых и совершенствования применяемых технологий; повышения технического уровня продукции; стандартизации и сертификации продукции; охраны труда и техники безопасности.

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами.

Таким образом, положения пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ применяются и в том случае, если финансирование предоставляется на возвратной основе. Но суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), использованным при выполнении НИОКР, принять к вычету нельзя, так как выполнение НИОКР не подлежит обложению НДС.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

11.01.2007