Российская организация осуществляет реализацию товаров в Республику Беларусь по ставке 0%. Услуги по доставке железнодорожным транспортом и сопровождению груза (экспедирование) оказывает другая организация - резидент РФ. Каков порядок налогообложения НДС экспедиторских услуг?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2006 г. N 19-11/00697
В отношениях между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004.
Согласно ст. 2 Соглашения при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта.
Под экспортом понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками НДС, с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны (ст. 1 Соглашения).
Порядок подтверждения правомерности применения НДС в размере 0% при экспорте товаров установлен нормами разд. II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения.
В п. 2 указанного разд. II Положения определен перечень документов, которые российский налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы для обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС.
Согласно п. 1 разд. II Положения налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальным законодательством в отношении товаров, вывозимых с территории государства в таможенном режиме экспорта.
На основании ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций по реализации товаров на экспорт, принимаются к вычету после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками, отдельной налоговой декларации и документов, подтверждающих фактическую реализацию товаров на экспорт.
В соответствии с п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Статьей 801 ГК РФ установлено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, которые связаны с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, определенных договором.
Согласно ст. 5 Соглашения порядок взимания НДС при выполнении работ (оказании услуг) устанавливается отдельным протоколом. До подписания и вступления в силу такого протокола в отношении операций по выполнению работ (оказанию услуг) действуют нормы национальных законодательств государств - участников Соглашения.
Поскольку до настоящего времени указанный протокол не вступил в силу, при определении порядка налогообложения НДС услуг по транспортировке железнодорожным транспортом российских товаров, вывозимых с территории РФ на территорию Республики Беларусь, следует руководствоваться нормами гл. 21 НК РФ.
На основании пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, оказываемых российскими организациями, признается территория РФ в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ.
Перечень работ и услуг, реализация которых подлежит налогообложению НДС по ставке в размере 0%, определен п. 1 ст. 164 НК РФ.
В данный перечень включены работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок вывозимых за пределы территории РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, а также работы (услуги) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, в том числе выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте.
При этом нулевая ставка НДС предоставляется только при наличии документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе транспортных (товаросопроводительных) или иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.
Перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС по услугам, связанным с транспортировкой российских товаров, вывозимых с территории РФ на территорию Республики Беларусь, в отношении которых таможенный контроль отменен, в том числе железнодорожным транспортом, и агентским услугам, связанным с транспортировкой указанных товаров, ст. 165 НК РФ не предусмотрен.
Таким образом, указанные услуги подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18%.
При этом в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления налогооблагаемых операций, принимаются к вычету после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) и при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами указанных товаров (работ, услуг). Поэтому суммы НДС по указанным выше услугам, использованным для осуществления операций по реализации российских товаров, вывозимых с территории РФ на территорию Республики Беларусь, подлежат вычету в общеустановленном порядке.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Т. А.ПЫХТИНА
28.12.2006