Учредитель ООО (доля участия - более 25%) предоставил своей организации беспроцентный заем, который относится к контролируемым сделкам, предусмотренным ст. 105.14 НК РФ. При этом ООО, являясь заемщиком, заключает договоры возмездного займа с лицами, не являющимися по отношению к нему взаимозависимыми. Возможно ли признание налоговым органом указанных сделок сопоставимыми?

Ответ: При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица, налоговый орган вправе использовать информацию о сделках, совершенных налогоплательщиком.

Если налоговый орган сможет доказать, что рассматриваемые сделки (по предоставлению учредителем беспроцентного займа и выдаче организации процентных займов) совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях, то возможно их признание сопоставимыми.

Обоснование: В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ в целях НК РФ взаимозависимыми лицами признаются физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов.

Из п. 1 ст. 105.3 НК РФ следует, что в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

Согласно п. 1 ст. 105.5 НК РФ для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях применения методов, предусмотренных ст. 105.7 НК РФ, производит сопоставление таких сделок или совокупности таких сделок (далее - анализируемая сделка) с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (далее - сопоставляемые сделки).

В соответствии с п. 2 ст. 105.5 НК РФ сопоставляемые сделки признаются сопоставимыми с анализируемой сделкой, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что, если коммерческие и (или) финансовые условия сопоставляемых сделок отличаются от коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки, такие сделки могут быть признаны сопоставимыми с анализируемой сделкой, если различия между указанными условиями анализируемой и сопоставляемых сделок не оказывают существенного влияния на их результаты или если такие различия могут быть учтены с помощью применения для целей налогообложения соответствующих корректировок к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки.

На основании пп. 5 п. 1 ст. 105.6 НК РФ при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе использует информацию о сделках, совершенных налогоплательщиком.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с п. 6 ст. 105.6 НК РФ в случае, если при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, располагает информацией о сопоставимых сделках, совершенных налогоплательщиком, в отношении которого производится такая проверка, другими сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при сопоставлении таких сделок с анализируемой сделкой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе использовать иную информацию для определения интервала рыночных цен (Письмо Минфина России от 27.03.2013 N 03-01-18/9764).

В соответствии с п. 11 ст. 105.5 НК РФ, если при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок требуется определение сопоставимости условий договора займа, при сопоставлении условий указанных договоров учитываются также кредитная история и платежеспособность получателя займа, а также срок, на который предоставляется заем или кредит, валюта, являющаяся предметом договора займа или кредита, порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая) и иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения) по соответствующему договору.

На основании п. 3 ст. 105.3 НК РФ при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировки сумм налога в соответствии с п. 6 указанной статьи.

Следовательно, по нашему мнению, если налоговый орган сможет доказать, что рассматриваемые сделки совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях, то возможно их признание сопоставимыми.

И. Р.Моравский

Юридическая компания "Юново"

16.10.2013