Избрание, отмена или изменение меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 25 марта 2012 года

С.И. ДАНИЛОВА

С.И. Данилова, кандидат юридических наук, доцент.

§ 1. Понятие и содержание меры пресечения

в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым

или обвиняемым

По действующему законодательству присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым - это мера пресечения, избираемая дознавателем, следователем, судом, состоящая в обеспечении надлежащего поведения указанного лица его родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, о чем они дают письменное обязательство.

При этом согласно части 1 статьи 105 УПК надлежащее поведение включает в себя комплекс обязательств, предусмотренных статьей 102 УПК, а именно:

а) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда;

б) являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя или в суд;

в) не препятствовать иным путем производству по уголовному делу.

Слово "присмотр" происходит от слова "присматривать". В то же время присматривать за кем-либо или за чем-либо означает "смотреть, приглядывать, призирать, наблюдать, блюсти, насматривать, "при" - выражает здесь меньшую степень надзора <1>.

<1> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 3. С. 555.

В соответствии со статьей 105 УПК присмотр как мера пресечения может избираться только несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому.

В Уголовно-процессуальном кодексе нет точного определения понятия "несовершеннолетний". Однако согласно части 1 статьи 420 УПК требования главы 50 УПК ("Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних") применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста восемнадцати лет.

Вместе с тем возникает вопрос: начиная с какого возраста подозреваемый, обвиняемый может быть подвергнут этой мере пресечения?

Согласно части 2 статьи 20 УК минимальный возраст, с которого наступает уголовная ответственность, составляет четырнадцать лет. В соответствии с частью 1 статьи 87 УК несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет.

Таким образом, присмотр может избираться в качестве меры пресечения лишь в отношении подозреваемого, обвиняемого в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Вместе с тем дознавателю, следователю необходимо иметь в виду, что на момент избрания меры пресечения в виде присмотра лицо, в отношении которого она избирается, должно оставаться несовершеннолетним, поскольку в уголовно-процессуальном законе прямо указано об избрании этой меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого (статья 105 УПК). В противном случае ему должна быть избрана другая мера пресечения.

По достижении восемнадцати лет ранее избранная в отношении подозреваемого, обвиняемого мера пресечения в виде присмотра подлежит либо отмене, либо изменению на иную меру пресечения (в зависимости от обстоятельств дела).

Согласно части 1 статьи 105 УПК несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый может быть отдан под присмотр родителям, опекунам, попечителям или другим заслуживающим доверия лицам, а также должностным лицам специализированного детского учреждения, в котором он находится.

Согласно Закону Российской Федерации родителями считаются мать и отец, сведения о которых содержатся в записи акта о рождении ребенка (статья 17 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143 "Об актах гражданского состояния" <2> (в ред. от 03.12.2011 N 378-ФЗ).

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 47. Ст. 5340.

Опекуны и попечители. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства регулируются Гражданским кодексом <3>, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <4> (в ред. от 01.07.2011 N 169-ФЗ), а также иными принятыми в соответствии с ним правовыми актами Российской Федерации.

<3> Далее - ГК.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 17. Ст. 1755.

Согласно части 3 статьи 31 ГК "опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов".

В соответствии с частью 2 статьи 35 ГК опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Согласно части 1 статьи 146 Семейного кодекса <5> опекунами и попечителями не могут быть также лица, подвергающиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (п. 1 в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 386-ФЗ).

<5> Далее - СК.

Более того, в соответствии с частью 3 вышеупомянутой статьи не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья (пункт 1 статьи 127 СК) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

К числу заболеваний, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство), относятся:

а) туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;

б) заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

в) злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

г) наркомания, токсикомания, алкоголизм;

д) инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

е) психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

ж) все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность <6>.

<6> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 года N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 19. Ст. 2304.

Назначение опекуна или попечителя должно осуществляться лишь с его добровольного согласия, с учетом его нравственных и иных личных качеств, способности к выполнению обязанностей опекуна или попечителя; отношений между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а по возможности и с учетом желания подопечного (часть 3 статьи 35 ГК).

Согласно закону опека устанавливается над малолетними, то есть лицами, не достигшими четырнадцатилетнего возраста (часть 1 статьи 28 и часть 1 статьи 32 ГК), а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (часть 1 статьи 33 ГК).

В связи с этим на практике возникает вопрос: возможна ли отдача несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр опекунам?

Как отмечалось ранее, минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 20 УК составляет четырнадцать лет. В связи с этим очевидно, что лицо, не достигшее этого возраста (то есть малолетний), не может быть привлечено к уголовной ответственности. Ввиду этого уголовное дело не будет возбуждено, а возбужденное уголовное дело будет прекращено по причине отсутствия состава преступления (ведь отсутствует один из его субъективных признаков, а именно субъект преступления) (пункт 2 части 1 статьи 24 УПК).

Это означает, что малолетний, даже если он совершил общественно опасное деяние, ни при каких обстоятельствах не может быть подозреваемым или обвиняемым, поэтому отдача его под присмотр опекунам невозможна.

Другие заслуживающие доверия лица. Поскольку уголовно-процессуальный закон не содержит каких-либо разъяснений на этот счет, решение вопроса о том, являются ли те или иные лица заслуживающими доверия или нет, осуществляется дознавателем, следователем самостоятельно исходя из имеющейся в его распоряжении информации.

Заслуживающими доверия лицами могут быть:

а) иные родственники несовершеннолетнего: дяди, тети, старшие братья или сестры и т.д.;

б) другие граждане, находящиеся с ним в доверительных отношениях и пользующиеся у него авторитетом: друзья родителей, соседи, классный руководитель и школьные учителя, преподаватели учреждений среднего и высшего профессионального образования, руководители кружков, тренеры спортивных секций, представители общественных организаций и т.д.

При этом заслуживающее доверия лицо должно отвечать следующим критериям:

а) совершеннолетие;

б) дееспособность;

в) законопослушность;

г) авторитетность, в том числе выражающаяся в способности оказывать на несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого позитивное воздействие;

е) реальная возможность обеспечить повседневный надежный присмотр за несовершеннолетним (отсутствие тяжелых заболеваний, наличие достаточного количества свободного времени для осуществления присмотра и т.д.).

Должностные лица специализированного детского учреждения.

В пункте 44 статьи 5 УПК дано определение специализированного учреждения для несовершеннолетних, под которым понимается "специализированный государственный орган, обеспечивающий исправление несовершеннолетних и созданный в соответствии с федеральным законом".

Полагаем, что в этом случае имеется в виду Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <7> (в ред. от 03.12.2011 N 378-ФЗ), анализ положений которого позволяет выделить такие виды специализированных учреждений для несовершеннолетних, как: специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (статья 13 Федерального закона), а также специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа (статья 15 Федерального закона) и др.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст. 3177.

При этом важно отметить, что присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым должностными лицами специализированного детского учреждения может осуществляться лишь тогда, когда подросток уже находится в таком учреждении. Помещение несовершеннолетнего в специализированные детские учреждения с целью его последующей отдачи под присмотр недопустимо <8>.

<8> См.: Потехина Е.А. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым как мера пресечения и ее применение следователями органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2006. С. 79 - 80.

Выводы. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым - это мера пресечения, избираемая дознавателем, следователем, судом, состоящая в обеспечении надлежащего поведения указанного лица его родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, о чем они дают письменное обязательство.

Присмотр может избираться в качестве меры пресечения лишь в отношении подозреваемого, обвиняемого в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

При решении вопроса об избрании меры пресечения в виде присмотра дознавателю, следователю необходимо руководствоваться положениями Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского кодексов, а также рядом федеральных законов.

§ 2. Основания и условия избрания, отмены или изменения

меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним

подозреваемым или обвиняемым

2.1. Особенности избрания меры пресечения в виде присмотра

за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

в стадии предварительного расследования

При решении вопроса об избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым необходимо руководствоваться:

а) статьей 97 УПК. В этой статье перечислены общие основания, учитываемые при избрании любой меры пресечения. При их отсутствии ни одна из мер пресечения, указанных в статье 98 УПК, в том числе и присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, не может быть избрана;

б) статьей 99 УПК. В зависимости от характера перечисленных в данной статье обстоятельств дознаватель, следователь принимает решение об избрании конкретной меры пресечения;

в) статьей 100 УПК в случае необходимости избрания меры пресечения несовершеннолетнему подозреваемому;

г) частью 2 статьи 423 УПК, согласно которой при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном статьей 105 УПК.

Однако, несмотря на это, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым избирается в качестве меры пресечения достаточно редко.

В связи с этим Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость выполнения судами требования статьи 423 УПК РФ об обязательном обсуждении при решении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого возможности отдачи его под присмотр. "Исходя из конкретных обстоятельств дела и тяжести преступления с учетом данных о личности несовершеннолетнего, а также условий его жизни и воспитания, отношений с родителями судье на основании статьи 105 УПК РФ надлежит обсуждать возможность применения такой меры пресечения, как передача его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а находящегося в специализированном детском учреждении - под присмотр должностных лиц этого учреждения" <9>.

<9> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста" (п. 7) (в ред. от 09.02.2012 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. N 1. См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 года N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" (п. 7) (в ред. от 09.02.2012 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2011. N 4; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 7 "Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам" (в ред. от 23.12.2008 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. N 5; Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года "О рассмотрении результатов обобщения судебной практики об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" // СПС "КонсультантПлюс".

На наш взгляд, дознавателям, следователям также надлежит руководствоваться этими положениями в своей правоприменительной деятельности.

При этом данные о личности несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого должны включать в себя его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий, а также другие обстоятельства.

1. Возраст (число, месяц и год рождения). Согласно комментарию к пункту 13 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил), принятых 29 ноября 1985 года Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, "нельзя недооценивать опасности "уголовного влияния" на несовершеннолетних, содержащихся под стражей до суда". В связи с этим в данном комментарии подчеркнута "необходимость применения альтернативных мер" <10>.

<10> СПС "КонсультантПлюс".

В то же время согласно проведенным исследованиям наименее контролируемыми являются подростки в возрасте 16 - 17 лет <11>, поэтому с учетом оснований, предусмотренных статьей 97 УПК, и иных обстоятельств, указанных в статье 99 УПК, в отношении них целесообразно избрание более строгих мер пресечения.

<11> См.: Глизнуца С.И. Применение мер пресечения в отношении несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2011. С. 121.

Очевидно, что избрание такой меры пресечения как заключение под стражу, будет тем негативнее оказывать влияние на несовершеннолетнего, чем он моложе, в то время как применение в отношении него присмотра в большинстве случаев более эффективно, поскольку в отличие от семнадцатилетнего несовершеннолетнего для четырнадцатилетнего подростка взрослые, как правило, пользуются большим авторитетом.

2. Состояние здоровья. Информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого может быть получена путем допросов в качестве свидетелей его родителей, попечителей, иных лиц, а также направления соответствующих запросов в медицинские учреждения и т.д.

Она имеет важное значение, поскольку наличие у подростка даже относительно нетяжелого заболевания в случае заключения его под стражу может стать причиной весьма серьезного ухудшения общего состояния его здоровья.

1. Семейное положение. При избрании меры пресечения необходимо выяснить также семейное положение несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, поскольку согласно части 2 статьи 21 ГК в ряде случаев закон допускает вступление в брак граждан до достижения ими восемнадцати лет. Речь идет об институте диспенсации, в соответствии с которым при наличии уважительных причин лицо может вступить в брак с шестнадцати лет, в некоторых случаях - до достижения указанного возраста (а именно с четырнадцати лет), когда это предусмотрено законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 13 СК).

4. Род занятий. Следует иметь в виду, что несовершеннолетние, как правило, проходят обучение в школе или учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. В связи с этим избираемая мера пресечения по возможности не должна препятствовать получению ими образования <12>.

<12> См.: Глизнуца С.И. Указ. соч. С. 124.

Более того, в соответствии с частью 1 статьи 27 ГК подросток может быть эмансипирован.

Институт эмансипации связан с признанием гражданина, не достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным, когда он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. При этом объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

При наличии такой информации дознавателю, следователю следует направить соответствующие запросы в орган опеки и попечительства или в суд для приобщения их решений к материалам уголовного дела.

Более того, при принятии решения об избрании меры пресечения несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому следует также выяснить, не является ли он единственным помощником для больных или престарелых родителей.

5. Другие обстоятельства. В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 421 УПК к иным обстоятельствам относятся условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности его личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

При этом к иным особенностям личности несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, на наш взгляд, относятся:

а) законопослушность или, наоборот, склонность к совершению противоправных действий (наличие судимостей, фактов привлечения к административной ответственности);

б) его поведение по месту жительства, учебы, работы (с этой целью дознавателю, следователю необходимо истребовать соответствующие характеристики);

в) социальные установки и ценности (такого рода информация может быть получена дознавателем, следователем в ходе допросов несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, а также допросов в качестве свидетелей его родителей, иных близких родственников, попечителей, друзей, знакомых и т.д.) и пр.

Характерной особенностью присмотра является то, что процессуальный порядок избрания этой меры пресечения в стадии предварительного расследования не предусматривает решения суда.

Дознаватель, следователь самостоятельно принимает это решение, о чем он выносит соответствующее постановление.

При этом анализ статьи 105 УПК позволяет сделать вывод о том, что в отличие от личного поручительства для избрания этой меры пресечения не требуется ходатайства.

Вместе с тем это не означает, что защитник или законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не могут обратиться к дознавателю, следователю с ходатайством об избрании ему меры пресечения в виде присмотра. Этим правом вышеуказанные участники уголовного процесса обладают в силу пункта 8 части 1 статьи 53 УПК, частей 1 и 2 статьи 119 УПК, а также пункта 5 части 2 статьи 426 УПК.

Согласно части 1 статьи 120 УПК это ходатайство может быть как письменным, так и устным. При этом письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное заносится в протокол следственного действия.

Дознаватель, следователь обязан рассмотреть и разрешить такое ходатайство в течение 3 суток с момента его заявления, о чем он выносит соответствующее постановление (статья 122 УПК). При этом следует иметь в виду, что отклонение ходатайства не лишает защитника или законного представителя права заявить его вновь.

2.2. Особенности отмены или изменения меры пресечения

в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым

или обвиняемым в стадии предварительного расследования

Основания для принятия решения об отмене или изменении меры пресечения, в том числе присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, предусмотрены статьей 110 УПК.

В этом случае дознаватель, следователь выносит постановление, в описательно-мотивировочной части которого обязательно должно быть указано, по каким причинам эта мера пресечения больше не подлежит применению.

О принятии этого решения дознаватель, следователь обязан уведомить несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, а также его защитника и законных представителей. С этого момента указанные лица имеют право его обжаловать.

Выводы. При избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым должны быть учтены положения статей 97, 99, 100, 105, 423 УПК.

Характерной особенностью присмотра является то, что процессуальный порядок его избрания в стадии предварительного расследования не предусматривает решения суда.

Для избрания присмотра не требуется ходатайства, однако это не означает, что защитник, а также законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не могут обратиться к дознавателю, следователю с ходатайством об избрании этой меры пресечения.

О принятии решения об ее отмене или изменении дознаватель, следователь обязаны уведомить несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, его защитника и законных представителей.

§ 3. Алгоритм действий следователя, дознавателя

при избрании меры пресечения в виде присмотра

за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

Процессуальный порядок избрания этой меры пресечения предусмотрен статьями 105, 423 УПК.

При этом в стадии предварительного расследования инициатива об отдаче несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр может исходить:

а) от дознавателя, следователя (часть 2 статьи 38 УПК и часть 3 статьи 41 УПК);

б) от руководителя следственного органа или начальника подразделения дознания (пункт 3 части 1 статьи 39 УПК и пункт 2 части 3 статьи 40.1 УПК);

в) иные лица - законные представители (пункт 5 части 2 статьи 426 УПК), защитники несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого (пункт 8 части 1 статьи 53 УПК), должностные лица специализированного детского учреждения, в котором он находится, а также иные лица, изъявившие желание осуществить за ним присмотр (часть 1 статьи 119 УПК). В соответствии с уголовно-процессуальным законом эти лица имеют право заявить ходатайство дознавателю, следователю об избрании несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому вышеуказанной меры пресечения. Более того, с подобным ходатайством к дознавателю, следователю может обратиться и сам подросток (пункт 5 части 4 статьи 46 УПК и пункт 5 части 4 статьи 47 УПК).

Принимая решение об избрании ему в качестве меры пресечения присмотра, дознавателю, следователю необходимо:

1. Оценить всю совокупность доказательств на предмет наличия оснований, предусмотренных статьей 97 УПК, обстоятельств, перечисленных в статье 99 УПК, а также положений статьи 100 УПК относительно возможности избрания этой меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого.

2. Выяснить мнение об этом самого несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. В отличие от статьи 103 УПК ("Личное поручительство") в статье 105 УПК не упоминается о том, что избрание в качестве меры пресечения присмотра может осуществляться при наличии согласия подозреваемого или обвиняемого. Однако согласно пункту 3.4 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правил)", принятых 14 декабря 1990 года Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН, "не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на правонарушителя и которые применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия правонарушителя" <13>.

<13> СПС "КонсультантПлюс".

Более того, у подростка необходимо также выяснить отношение к тому, чтобы его отдали под присмотр именно родителям, попечителям, должностным лицам специализированного детского учреждения или иным заслуживающим доверия лицам; характер сложившихся между ним и этими людьми взаимоотношений. Данная информация может быть получена при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

3. Собрать информацию о лицах, которые будут осуществлять присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.

Это необходимо для того, чтобы выяснить, в состоянии ли родители, попечители, иные лица, которым планируется передача подростка под присмотр, реально осуществлять за ним контроль, необходимый для обеспечения указанной меры пресечения.

Для этого дознавателю, следователю необходимо установить:

а) возраст такого лица. Отдача подростка под присмотр возможна лишь совершеннолетним лицам, то есть достигшим возраста восемнадцати лет.

Вместе с тем, на наш взгляд, не вполне целесообразно возлагать обязанности по присмотру за подозреваемым или обвиняемым на пожилых людей, поскольку в силу возрастных особенностей они не всегда способны обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего;

б) законопослушность или, наоборот, склонность лица, которому планируется отдача под присмотр несовершеннолетнего, к асоциальному поведению. В данном случае следует проверить, не привлекались ли родители, а также иные лица, которым подросток, возможно, будет отдан под присмотр, к уголовной или административной ответственности.

При выяснении, что родители, попечители или иные лица, обязанные в силу закона заниматься воспитанием несовершеннолетнего, не исполняют эти обязанности, ведут асоциальный образ жизни, дознаватель, следователь должен сообщить об этом в органы опеки и попечительства. При установлении факта жестокого обращения с подростком необходимо рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по статье 156 УК ("Неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка").

В случае же получения доказательственной информации о вовлечении вышеуказанными лицами несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ, а также в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, дознаватель, следователь обязан принять меры по их привлечению к уголовной ответственности по статьям 150 УК ("Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления"), 151 УК ("Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий");

в) состояние здоровья проверяемого лица. Не страдает ли оно какими-либо заболеваниями, по причине которых изначально не способно осуществлять надлежащий контроль за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым;

г) имеет ли данное лицо постоянное место жительства и, что также немаловажно при решении вопроса об избрании вышеуказанной меры пресечения, проживает ли оно совместно с несовершеннолетним;

г) обладает ли указанное лицо достаточным количеством свободного времени для осуществления присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым;

д) обладает ли это лицо социальным авторитетом в силу своих деловых качеств, служебного положения и т.д. При этом необходимо отметить, что благонадежные родители не всегда могут обеспечить надлежащее поведение ребенка. Таким образом, если в ходе предварительного расследования будет установлено, что последние не пользуются авторитетом у несовершеннолетнего, их мнение для него ничего не значит, он ведет себя отчужденно по отношению к ним и не подвластен их влиянию, необходимо рассмотреть вопрос о возможности отдачи такого подростка под присмотр другим заслуживающим доверия лицам;

е) в связи с этим одним из ведущих факторов, влияющих на принятие решения об отдаче несовершеннолетнего под присмотр, является моральный авторитет взрослого, поскольку при избрании указанной меры пресечения очень важно наличие доверия между лицом, которое будет исполнять обязанности по присмотру, и самим подростком.

В связи с этим при рассмотрении вопроса о возможности отдачи несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр должностным лицам специализированного детского учреждения наряду с информацией об условиях проживания и воспитания, состоянии дисциплины и сложившихся взаимоотношениях между воспитанниками и администрацией этого учреждения следует выяснить, кто конкретно будет присматривать за подростком, а также насколько велико влияние данного лица на несовершеннолетнего.

4. Получить согласие на осуществление присмотра от так называемых других заслуживающих доверия лиц, которые будут обеспечивать надлежащее поведение несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в соответствии со статьей 105 УПК.

Анализ вышеупомянутой статьи УПК позволяет сделать вывод о том, что на самом деле закон не требует такого согласия со стороны лиц, на которых возлагаются обязанности по присмотру. Это означает, что дознаватель, следователь может обязать любое из всех перечисленных в части 1 статьи 105 УПК лицо взять несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр.

Вместе с тем полагаем, что такое согласие со стороны так называемых других заслуживающих доверия лиц (то есть лиц, не являющихся родителями, опекунами, попечителями, а также должностными лицами специализированного детского учреждения) все же необходимо, поскольку для них присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым не является установленной законодательством Российской Федерации обязанностью.

Более того, при избрании этой меры пресечения целесообразно выяснить мнение и других лиц, указанных в части 1 статьи 105 УПК, на которых дознаватель, следователь собирается возложить обязанности по присмотру за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, поскольку лишь в этом случае можно ожидать от них добросовестного выполнения предусмотренных уголовно-процессуальным законом обязательств по присмотру.

5. Проанализировать всю эту информацию с целью принятия окончательного решения.

6. При наличии ходатайства подозреваемого или обвиняемого, законного представителя, защитника, иных лиц об избрании вышеуказанной меры пресечения вынести постановление о его удовлетворении.

7. Составить постановление об избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.

8. Объявить постановление подозреваемому или обвиняемому, а также лицу, которое будет осуществлять за ним присмотр, о чем они должны расписаться.

При этом дознаватель, следователь должен разъяснить:

а) лицам, берущим несовершеннолетнего под присмотр, существо подозрения или обвинения (то есть в совершении какого преступления подозревается или обвиняется подросток с указанием соответствующего пункта, части и статьи УК), их обязанности и ответственность, установленную частью 4 статьи 103 УПК. В соответствии с последней указанные лица могут быть подвергнуты денежному взысканию в размере до десяти тысяч рублей;

б) несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому, а также его законному представителю, лицам, берущим несовершеннолетнего под присмотр, возможность и порядок обжалования решения об избрании вышеуказанной меры пресечения в соответствии со статьями 123 - 125 УПК.

Дознавателю, следователю также рекомендуется объяснить подозреваемому, обвиняемому:

а) необходимость вести себя достойно, прекратить связи с преступными элементами, не общаться с лицами, нарушающими общественный порядок и склонными к правонарушениям, подчиняться требованиям лиц, взявших его под присмотр <14>;

<14> См.: Еникеев З.Д. Применение мер пресечения по уголовным делам (в стадии предварительного расследования): Учеб. пособие. Уфа, 1988. С. 74.

б) серьезность избираемой меры пресечения, в том числе неблагоприятные последствия в случае неисполнения предусмотренных статьей 105 УПК обязательств как для подозреваемого или обвиняемого (в этом случае присмотр может быть изменен на более строгую меру пресечения), так и для лица, берущего его под присмотр (меры взыскания, предусмотренные частью 4 статьи 103 УПК);

б) то обстоятельство, что дознаватель, следователь будет поддерживать связь с лицом, осуществляющим присмотр.

Что касается присматривающего лица, то ему целесообразно:

а) дать рекомендации, например, о недопустимости нахождения несовершеннолетнего на улице в позднее время, употребления им спиртных напитков, встреч с посторонними, подозрительными лицами; о необходимости повседневного контроля за времяпрепровождением, кругом знакомств, расходованием денежных средств, организации досуга подростка, вовлечении последнего в общественно-полезные занятия и т.п. <15>;

<15> См.: Там же.

б) объяснить необходимость взаимодействия с дознавателем, следователем с целью его своевременного информирования о сложностях, возникающих при исполнении обязанностей по присмотру за несовершеннолетним.

9. Вручить копию постановления подозреваемому или обвиняемому, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе (часть 2 статьи 101 УПК).

10. Получить письменные обязательства от лиц, на которых возлагаются обязанности по осуществлению присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, о том, что они обеспечат его надлежащее поведение, состоящее в том, что подросток:

а) не покинет постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя;

б) будет являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя;

в) не будет иным путем препятствовать производству по уголовному делу.

Если несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый отдается под присмотр должностным лицам специализированного детского учреждения, обязательство берется у руководителя этого учреждения или у уполномоченного им должностного лица. В этом случае уполномоченное должностное лицо должно предоставить дознавателю, следователю соответствующий документ за подписью руководителя этого учреждения.

11. Информировать в трехдневный срок подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН) о несовершеннолетнем подозреваемом или обвиняемом, в отношении которого была избрана эта мера пресечения.

Это требование вытекает из положений пунктов 14.3 и 18.3 Приказа МВД России от 17 января 2006 года N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (в ред. Приказа МВД РФ от 25.12.2010 N 883) <16>, согласно которому эта информация необходима для постановки подростка, в отношении которого избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, на профилактический учет.

<16> СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с пунктом 52.7 Приказа МВД России от 26 мая 2000 года N 569 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (в ред. Приказа МВД РФ от 06.04.2007 N 338) <17> в отношении такого лица сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа. При этом последняя должна осуществляться во взаимодействии и по согласованию со следователем, в производстве которого находится уголовное дело.

<17> СПС "КонсультантПлюс".

Сведения о поведении таких несовершеннолетних, а также совершенных ими правонарушениях на момент действия в отношении них меры пресечения незамедлительно передаются в органы предварительного расследования.

Выводы. В стадии предварительного расследования инициатива об отдаче несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр может исходить от дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания, несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, а также иных лиц (законных представителей, защитников несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, должностных лиц специализированного детского учреждения, где он находится, других заслуживающих доверия лиц).

Перед тем как принять окончательное решение об избрании этой меры пресечения, дознаватель, следователь должен собрать необходимую доказательственную информацию о личности несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, в том числе условиях его жизни, уровне психического развития и т.д., а также лица, которому планируется отдача подростка под присмотр.

§ 4. Процессуальные документы, составляемые при избрании

меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним

подозреваемым или обвиняемым

4.1. Постановление об избрании меры пресечения в виде

присмотра за несовершеннолетним подозреваемым

или обвиняемым

Постановление об избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

В вводной части должно содержаться:

1. Полное наименование документа.

2. Место и время его составления.

3. Должность, специальное звание, фамилия и инициалы дознавателя, следователя, составившего документ.

4. Номер уголовного дела, по которому выносится постановление.

5. Фамилия и инициалы подозреваемого, обвиняемого, в отношении которого избирается эта мера пресечения, с указанием инкриминируемого ему преступного деяния (пункт, часть и статья УК).

В описательно-мотивировочной части постановления должны быть отражены:

1. Краткое описание обстоятельств дела (фабула дела).

2. Основания избрания этой меры пресечения (статья 97 УПК).

3. Обстоятельства, характеризующие личность подозреваемого, обвиняемого (статья 99 УПК).

4. Информация о лицах, берущих несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр:

а) анкетные данные;

б) доказательства, свидетельствующие о том, что эти лица заслуживают доверия;

в) указание на характер отношений этих лиц с подозреваемым, обвиняемым.

5. Ссылка на статьи 97 - 101, 105, часть 2 статьи 423 УПК.

В резолютивной части постановления необходимо указать:

1. Фамилию, имя, отчество подозреваемого, обвиняемого (дату его рождения).

2. Характер избираемой ему меры пресечения.

3. Фамилии, имена и отчества лиц, берущих несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр.

4. Факты объявления этого постановления, а также вручения его копии несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, удостоверенные его подписью, а также факт вручения копии этого процессуального документа законным представителям, защитнику несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (при наличии их просьбы об этом).

5. Факт разъяснения порядка обжалования постановления об избрании меры пресечения, установленного статьями 123 - 125 УПК, удостоверенный подписью несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также его законных представителей (в том случае, если они не являются лицами, берущими несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр).

6. Факт объявления этого постановления лицам, берущим несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого под присмотр, удостоверенный их подписями.

7. Факт разъяснения лицам, берущим несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого под присмотр, порядка обжалования постановления об избрании меры пресечения, установленного статьями 123 - 125 УПК, удостоверенный их подписями.

8. Подпись дознавателя, следователя, вынесшего указанное постановление.

4.2. Обязательство о присмотре

за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

После этого лицо, берущее несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр, должно дать письменное обязательство.

Это - письменный документ, составленный указанным лицом о том, что оно обязуется обеспечить надлежащее поведение подростка, в отношении которого избирается эта мера пресечения, в соответствии с положениями статьи 102 УПК.

В данном документе должна быть отражена следующая информация:

1. Место и время его составления.

2. Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства лица, которому поручен присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым.

3. Его паспортные данные.

4. Должность, специальное звание, фамилия и инициалы дознавателя, следователя, которому дается обязательство о присмотре за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым.

5. Номер уголовного дела.

6. Конкретные обязательства лица, которому поручен присмотр за несовершеннолетним.

7. Существо подозрения, обвинения с указанием фамилии и инициалов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также вменяемой ему статьи УК (с указанием соответствующего пункта и/или части);

8. Факт разъяснения лицу, которому поручен присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, его обязанностей, а также ответственности за невыполнение взятых на себя обязательств.

9. Подписи указанного лица, а также дознавателя, следователя.

Полагаем, что оформление одного совместного обязательства от имени нескольких лиц, берущих несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого под присмотр, недопустимо. Каждый из них дает персональное обязательство и несет индивидуальную ответственность в случае невыполнения обязательств, предусмотренных статьей 105 УПК.

Выводы. Поскольку в большинстве случаев избрание этой меры пресечения инициируется дознавателем, следователем, в материалах уголовного дела обязательно должны содержаться такие процессуальные документы, как:

постановление об избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым);

обязательство о присмотре за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым).

При заявлении ходатайства об избрании этой меры пресечения самим несовершеннолетним либо его защитником, законными представителями, иными лицами, указанными в части 1 статьи 105 УПК, в уголовном деле должны также содержаться:

ходатайство об избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым);

постановление об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении.

§ 5. Порядок обжалования решения дознавателя, следователя

об избрании меры пресечения в виде присмотра

за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

Право обжалования действий (бездействия) или решения, принятого в ходе досудебного производства (в том числе об избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения), является важной гарантией соблюдения прав граждан.

Это право закреплено в положениях статьи 46 Конституции Российской Федерации, а также статьи 19 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Порядок обжалования решения об избрании меры пресечения установлен статьями 123 - 127 УПК.

Согласно статье 123 УПК "действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)".

Это означает, что обжаловать решение дознавателя, следователя об избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым вправе сам подросток, в отношении которого эта мера пресечения избирается, его защитники, законные представители, а также лица, которым он отдается под присмотр.

Подача жалобы возможна и в том случае, когда мера пресечения избрана, но еще не исполнена.

При этом согласно статьям 124 и 125 УПК жалоба может быть подана прокурору, руководителю следственного органа или в суд.

При подаче жалобы в порядке статьи 124 УПК прокурору или руководителю следственного органа указанные должностные лица обязаны рассмотреть ее в течение 3 суток со дня ее получения.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, рассмотрение жалобы допускается в срок до 10 суток, о чем заявитель подлежит обязательному извещению.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор или руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном ее удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. При этом заявитель должен быть незамедлительно уведомлен как о решении, принятом по жалобе, так и о дальнейшем порядке обжалования такого решения.

В связи с этим важно отметить, что исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2005 года N 42-О "По жалобам граждан Астахова Павла Алексеевича, Замошкина Сергея Дмитриевича, Карцевой Веры Константиновны и Костанова Юрия Артемовича на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 7 и 123, части третьей статьи 124, статей 125, 388 и 408 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", при рассмотрении такой жалобы отказ от исследования и оценки всех приводимых в ней доводов, а также мотивировка решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом, является недопустимым <18>.

<18> См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 4.

Согласно статье 125 УПК заинтересованные лица вправе подать жалобу на решения дознавателя, следователя об избрании вышеуказанной меры пресечения в районный суд по месту производства предварительного расследования. Причем этот документ может быть направлен в суд как непосредственно, так и через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

На практике имеют место случаи одновременного обжалования такого решения как прокурору или руководителю следственного органа (то есть в порядке статьи 124 УПК), так и в судебном порядке (то есть в соответствии со статьей 125 УПК). Это вполне законно, однако в этом случае согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2010 N 321) судьям рекомендуется выяснить "...не воспользовался ли заявитель правом, предусмотренным статьей 124 УПК РФ, и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы.

В случае если по поступившей в суд жалобе будет установлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, то в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решений должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, копия которого направляется заявителю. Если указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, то производство по жалобе подлежит прекращению.

При несогласии заявителя с решением прокурора или руководителя следственного органа, а также при частичном удовлетворении содержащихся в жалобе требований, жалоба, поданная в суд, подлежит рассмотрению в соответствии со статьей 125 УПК РФ" <19>.

<19> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2009. N 4.

Судья обязан проверить законность и обоснованность процессуального решения не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в суд.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы, не является препятствием для ее рассмотрения судом.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

а) о признании решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

б) об оставлении жалобы без удовлетворения.

При этом важно отметить, что принесение жалобы не приостанавливает применение обжалуемой меры пресечения. Однако даже при вынесении судом постановления об оставлении жалобы без удовлетворения это судебное решение в течение 10 суток может быть обжаловано в порядке главы 43 УПК ("Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу").

Выводы. Постановление дознавателя, следователя об избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым может быть обжаловано как прокурору, руководителю следственного органа (согласно статье 124 УПК), так и в судебном порядке (в соответствии со статьей 125 УПК).

При рассмотрении такой жалобы соответствующие должностные лица должны руководствоваться статьей 46 Конституции Российской Федерации, статьями 19, 123 - 127, главой 43 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2005 года N 42-О "По жалобам граждан Астахова Павла Алексеевича, Замошкина Сергея Дмитриевича, Карцевой Веры Константиновны и Костанова Юрия Артемовича на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 7 и 123, части третьей статьи 124, статей 125, 388 и 408 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", а также Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2010 N 321).

§ 6. Проблемы избрания меры пресечения в виде присмотра

за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

Данная мера пресечения была предусмотрена статьей 89 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Согласно части 4 указанной статьи к несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым наряду с подпиской о невыезде, личным поручительством или поручительством общественных объединений, заключением под стражу, а также залогом, могла быть применена такая мера пресечения, как отдача под присмотр.

Впоследствии с вступлением в силу Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации эта мера пресечения получила более серьезную законодательную регламентацию. Так появилась статья 105 УПК ("Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым").

Вместе с тем анализ следственной практики свидетельствует о том, что присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, как и личное поручительство, избирается весьма редко.

Основные проблемы избрания этой меры пресечения во многом аналогичны проблемам, возникающим при избрании личного поручительства.

При этом согласно исследованиям С.И. Глизнуцы, причинами невыполнения требований части 2 статьи 423 УПК об обязательном обсуждении вопроса о возможности отдачи несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр, являются:

1) затруднения в практическом применении этой меры пресечения, а именно сложность и громоздкость ее процессуальной процедуры;

2) недостаточность времени для проведения всего комплекса мероприятий, необходимых для избрания в качестве меры пресечения присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым;

3) недооценка дознавателями, следователями эффективности указанной меры пресечения <20>.

<20> См.: Глизнуца С.И. Указ. соч. С. 165.

Сложность процедуры избрания указанной меры пресечения состоит, в первую очередь, в необходимости установления информации о личности несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, а также его родителей, иных лиц, которым подросток мог бы быть отдан под присмотр.

Выяснение этих сведений, а также условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, обстановки в его семье и характера взаимоотношений между ее членами, нравственных качеств родителей или заменяющих их лиц, отношения последних к подростку, требуют весьма серьезных временных затрат. В результате дознаватели, следователи нередко прибегают к избранию несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому такой меры пресечения, как подписка о невыезде (когда это позволяют обстоятельства уголовного дела).

Низкая оценка эффективности отдачи несовершеннолетнего под присмотр, на наш взгляд, отчасти обусловлена тем, что дознаватель, следователь нередко оказывается перед весьма сложным выбором, кому именно можно доверить подростка с целью обеспечения его надлежащего поведения. Ведь не секрет, что далеко не все родители, а также заменяющие их лица способны осуществлять должный присмотр за несовершеннолетним. Прежде всего, это связано с антиобщественным образом жизни этих лиц (злоупотреблением спиртными напитками, употреблением наркотических средств или психотропных веществ, занятием бродяжничеством или попрошайничеством, безнравственным поведением, безответственным отношением к процессу воспитания и т.д.).

Более того, в последнее время весьма распространенной является ситуация, когда в достаточно благополучных семьях родители тем не менее не обладают авторитетом у своих детей, находятся с ними в конфликтных отношениях и т.д. В связи с этим дознаватели, следователи вынуждены прибегать к выяснению возможности отдачи несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр другим лицам, заслуживающим доверия.

В ряде случаев, останавливая свой выбор на том или ином лице, кому можно бы было доверить несовершеннолетнего, дознаватели, следователи, тем не менее, не всегда уверены в эффективности обеспечения этим лицом надлежащего поведения подростка. Как правило, такая ситуация возникает тогда, когда судьба несовершеннолетнего оказывается, по сути, безразличной для лиц из его окружения, поэтому дознаватели, следователи нередко предпочитают избирать несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому в качестве меры пресечения подписку о невыезде, а не присмотр.

К числу иных причин, по которым избрание меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым осуществляется весьма редко, следует отнести:

весьма поверхностные знания сотрудников органов предварительного расследования уголовно-процессуального закона в части, касающейся мер пресечения;

отсутствие у них надлежащего практического опыта;

отсутствие бланков процессуальных документов, которые должны составляться при избрании этой меры пресечения.

§ 7. Приложения

Ввиду отсутствия официально закрепленных бланков процессуальных документов с учетом последних редакций статей 97 - 101, 105, 118, 123 - 125 и 423 УПК, а также критического осмысления положений ранее действовавших статьи 476 УПК и Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 апреля 2002 года N 15 "О бланках процессуальных документов", в рамках данного параграфа предлагаем свои образцы процессуальных документов, подлежащих составлению при избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.

Приложение 1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об избрании меры пресечения в виде присмотра

за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым)

------------------ "---" ---------- --- г.

(место составления)

Следователь(дознаватель)----------------------------------------------

(наименование органа предварительного следствия

или дознания, специальное звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя)

рассмотрев материалы уголовного дела N ---------, по обвинению (подозрению)

(фамилия и инициалы подозреваемого (обвиняемого)

в совершении преступления, предусмотренного ------------------------ УК РФ,

(пункт и/или часть статьи)

УСТАНОВИЛ:

----------------------------------------------------------------------

(указываются: фабула уголовного дела; основания избрания этой меры

пресечения (статья 97 УПК РФ); обстоятельства, характеризующие личность

обвиняемого, подозреваемого (статья 99 УПК); информация о лицах, берущих

несовершеннолетнего под присмотр, включая анкетные данные; доказательства,

свидетельствующие о том, что эти лица заслуживают доверия;

указание на отношение этих лиц к обвиняемому (подозреваемому)

на основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 97 - 101, 105,

ч. 2 ст. 423 УПК РФ.

ПОСТАНОВИЛ:

Избрать в отношении обвиняемого (подозреваемого) ---------------------

(Ф.И.О., дата рождения)

меру пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним обвиняемым

(подозреваемым) ----------------------------------------------------------,

(Ф.И.О. лиц, берущих несовершеннолетнего под присмотр)

о чем объявить обвиняемому (подозреваемому) ---------------------- и лицам,

(фамилия и инициалы)

берущим его под присмотр.

Постановление мне объявлено "---"----------- ---- г.,

Копия постановления мне вручена "---"----------- ---- г.,

Одновременно мне разъяснен порядок обжалования указанного

постановления, предусмотренный ст. ст. 123 - 125 УПК РФ.

Обвиняемый (подозреваемый) -------------------

(подпись)

Постановление нам объявлено "---"----------- ---- г.,

Лица, берущие несовершеннолетнего под присмотр: ----------------

(подпись)

----------------

(подпись)

Одновременно нам разъяснен порядок обжалования указанного

постановления, предусмотренный ст. ст. 123 - 125 УПК РФ.

Лица, берущие несовершеннолетнего под присмотр: -----------------

(подпись)

-----------------

(подпись)

Следователь (дознаватель) -----------------

(подпись)

Приложение 2

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

о присмотре за несовершеннолетним обвиняемым

(подозреваемым)

------------------ "---" ---------- --- г.

(место составления)

Я, -------------------------------------------------------------------

(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, паспортные данные

лица, которому поручен присмотр за несовершеннолетним обвиняемым

(подозреваемым)

даю настоящее обязательство следователю (дознавателю)----------------------

(наименование

органа предварительного следствия или дознания, специальное звание,

фамилия, инициалы следователя (дознавателя)

в том, что до окончания предварительного расследования по уголовному делу N

(подозреваемым)-----------------------------------------------------------,

(фамилия, имя, отчество)

обеспечивать его надлежащее поведение:

1) не покидать постоянное или временное (нужное подчеркнуть) место

жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда;

2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в

суд;

3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Мне разъяснены существо обвинения (подозрения) -----------------------

(фамилия и инициалы

обвиняемого (подозреваемого)

в совершении преступления, предусмотренного ------------------------ УК РФ,

(пункт и/или часть статьи)

а также обязанности, связанные с выполнением присмотра за

несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым).

Одновременно мне разъяснена ответственность за нарушение данного мною обязательства, состоящая в том, что в соответствии с ч. 3 ст. 105 УПК РФ и в порядке, предусмотренном ст. 118 УПК РФ, на меня может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей.

Лицо, которому поручен присмотр ------------------------

(подпись)

Обязательство о присмотре за несовершеннолетним обвиняемым

(подозреваемым) принял:

Следователь (дознаватель) -----------------------

(подпись)