При проведении выездной налоговой проверки налоговым органом был сделан вывод об отсутствии оснований для предъявления организацией сумм налога на добавленную стоимость к вычету. В связи с этим было принято решение о привлечении организации к налоговой ответственности. По мнению налогового органа, в ряде счетов-фактур организацией не были указаны наименования товаров, услуг, в связи с реализацией которых счета-фактуры были выставлены. Между тем в графе 1 спорных счетов-фактур значилось: "Услуги по доставке по договору N __ от _______", либо значилось наименование товара, состоящее из иностранных букв и цифр. Правомерны ли действия налогового органа?
Ответ: На основании п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. п. 5 и 6 указанной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должно быть указано наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг).
При этом указанная статья каких-либо дополнительных требований, предъявляемых к содержанию раздела "наименование товара", а также ограничений на использование фирменных наименований товаров, латиницы и различной технической символики не содержит.
Из положения норм ст. ст. 172, 169 НК РФ следует, что в целях правильного исчисления налога на добавленную стоимость наименование товара (работы, услуги) в счете-фактуре должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать конкретный товар, работы, услуги и соотнести данные счета-фактуры с иными первичными документами.
В подавляющем большинстве случаев суды занимают сторону налогоплательщиков в случае, если изложенные в счете-фактуре данные позволяют идентифицировать показатели счета-фактуры с показателями первичных учетных документов, свидетельствующих о приобретении, оплате и оприходовании соответствующих товаров (работ, услуг).
Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС СЗО от 17.05.2006 по делу N А42-200/2005, от 26.09.2005 по делу N А52-1435/2005/2, Постановлении ФАС ЗСО от 06.12.2004 по делу N Ф04-8646/2004(6737-А45-25), Постановлении ФАС ПО от 16.11.2005 по делу N А65-7863/05-СА2-11, Постановлении ФАС СКО от 30.11.2005 по делу N Ф08-5631/2005-2223А, Постановлении ФАС ЗСО от 01.06.2005 по делу N Ф04-3338/2005(11731-А70-14).
На основании изложенного в случае, если приведенные в счетах-фактурах формулировки в совокупности с данными первичных учетных документов позволяют соотнести товары, работы, услуги, указанные в спорных счетах-фактурах, с соответствующими показателями первичных учетных документов (договоров, накладных, актов приема-передачи, актов оказанных услуг, выполненных работ, регистров бухгалтерского учета и т. д.), свидетельствующих о приобретении, оплате, оприходовании соответствующих товаров (работ, услуг), то действия налогового органа по начислению налога на добавленную стоимость неправомерны.
Д. Е.Ковалевская
Адвокатская палата
11.12.2006