Вправе ли налоговая инспекция привлечь организацию, осуществляющую отпуск клиентам нефтепродуктов с АЗС по талонам, к административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники, если в служебном чеке, пробиваемом контрольно-кассовой машиной (Х-отчет), сумма продажи по талону отсутствует?

Ответ: Нет.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений Письма МНС России от 17.12.2003 N ШС-6-33/1321@ до принятия соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ пользователи контрольно-кассовой техники должны применять модели ККТ и выполнять технические требования к электронным ККМ, утвержденные ранее Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК).

При отпуске нефтепродуктов по талонам контрольно-кассовые машины должны применяться с учетом особенностей использования ККМ на АЗС, установленных и регламентируемых Техническими требованиями к электронным ККМ для осуществления денежных расчетов за нефтепродукты и оказание услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами, утвержденными Решением ГМЭК от 10.11.1994 N 14 (Письмо ГМЭК от 28.11.1994 N АО-7-272).

Оплата нефтепродуктов с помощью талонов и других документов, являющихся эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов, является косвенной безналичной оплатой (п. 1.7 Технических требований).

В соответствии с п. 35 вышеуказанных Технических требований информация, печатаемая на чеке, включает в том числе сумму продажи (покупки) (кроме косвенной безналичной оплаты).

Кроме того, Х-отчет является не платежным документом или документом продажи (п. п. 4.4 и 4.6 Приложения N 5 к Протоколу ГМЭК от 19.12.2002 N 7/72-2002), а классифицируется как служебный отчет контрольно-кассовой машины (ККМ) без гашения согласно Приложению N 1 к Протоколу N 12 заседания ГМЭК от 23.08.1994 (Письмо ГМЭК от 31.08.1994 N НИ-7-185) и пробивается по необходимости для учета (контроля) суммы выручки в виде денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники на момент его пробития.

Таким образом, сумма продажи по талонам и другим документам при косвенной безналичной оплате в оформленном служебном чеке (Х-отчет, Z-отчет и др.) не фиксируется и привлечение налоговой инспекцией организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ за отсутствие в Х-отчете суммы продаж нефтепродуктов по талонам, является неправомерным и подлежит отмене в установленном законом порядке.

В. П.Колодий

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

06.12.2006