Налоговый орган отказал организации в принятии к вычету НДС, уплаченного одному из ее поставщиков, ссылаясь на то, что решением арбитражного суда регистрация этого поставщика признана недействительной, поэтому выставленные им счета-фактуры не могут являться основанием для принятия НДС к вычету. При этом спорные счета-фактуры были выставлены до признания государственной регистрации недействительной. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Пунктом 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщикам предоставлено право уменьшать сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на сумму налоговых вычетов, установленных ст. 171 НК РФ.

По общему правилу сумма "входного" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам может быть предъявлена к вычету при выполнении следующих условий:

1) приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

2) товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

3) наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Только при выполнении совокупности перечисленных условий налогоплательщик вправе предъявить НДС к вычету.

Каких-либо иных условий для применения налоговых вычетов НК РФ не предусматривает.

НК РФ не требует, чтобы налогоплательщик проверял данные о поставщике, указанные в счете-фактуре.

В силу ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В том случае, если на момент заключения сделок с налогоплательщиком государственная регистрация поставщика еще не была признана недействительной, то в целях налогообложения указанная ситуация не может повлиять на правомерность примененных налогоплательщиком вычетов.

Согласно разъяснениям, изложенным в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2000 N 54, признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

Аналогичная точка зрения относительно законности сделок юридического лица, совершенных до оспаривания его государственной регистрации, содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 6623/05 по делу N А70-8786/12-2004, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 04.02.2005 N А79-974/2004-СК2-911, Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2005 N А58-2343/03-Ф02-1323/05-С2, от 18.03.2005 N А58-2342/03-Ф02-971/05-С2, Постановлениях ФАС Московского округа от 29.12.2005, 22.12.2005 N КА-А40/12714-05, от 02.06.2005 N КА-А40/4542-05, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2005 N А56-14988/04.

В Определении от 16.10.2003 N 329-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что истолкование ст. 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Нарушения требований действующего законодательства, допущенные при регистрации контрагента налогоплательщика, не являются основанием для признания выставленных им счетов-фактур сфальсифицированными документами, а применение вычета НДС по этим счетам-фактурам неправомерным, если налогоплательщиком выполнены предусмотренные ст. ст. 171 - 172 НК РФ условия применения налоговых вычетов и налоговым органом не доказана недобросовестность налогоплательщика при совершении сделок с поставщиком.

Данные выводы сделаны, например, в Постановлениях ФАС Центрального округа от 13.01.2005 N А48-448/04-8, от 05.05.2005 N А14-11125-2004/354/26, Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2005 N Ф04-8139/2005(16880-А45-23), от 19.09.2005 N Ф04-6051/2005(14834-А45-18), от 08.06.2006 N Ф04-3452/2006(23386-А45-3) по делу N А45-16435/05-12/650.

Таким образом, признание недействительной регистрации поставщика само по себе не может являться основанием для отказа в принятии к вычету НДС, уплаченного этому поставщику.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.11.2006