Вправе ли налоговый орган отказать налогоплательщику в принятии к вычету сумм НДС на том основании, что поставщик или покупатель фактически отсутствует по своему юридическому адресу, указанному в счете-фактуре?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны адреса налогоплательщика и покупателя. При этом в ст. 169 НК РФ не уточняется, о каких адресах идет речь - фактических или юридических.

В соответствии с Приложением N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства от 02.12.2000 N 914, в строке 2а счета-фактуры указывается место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами, а в строке 6а счета-фактуры указывается место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами.

Налоговый кодекс РФ не раскрывает понятия адреса организации. Поэтому в соответствии со ст. 11 НК РФ используется определение, данное в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Такое же правило содержится в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах (ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 N 725 (действовавших до 01.05.2005), а также в соответствии с п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, почтовый адрес означает местонахождение пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи.

Вместе с тем у многих организаций юридические и фактические адреса не совпадают. Действующее законодательство не ограничивает организации в праве иметь любое количество обособленных подразделений, использовать иные, кроме зарегистрированных в установленном порядке, адреса.

По мнению арбитражных судов, само по себе отсутствие поставщика или покупателя по его юридическому адресу, указанному в счете-фактуре, не является основанием для отказа налогоплательщику в вычете НДС, если при этом налоговым органом не представлено доказательств недобросовестности налогоплательщика и не ставится под сомнение реальность хозяйственных операций.

Судьи исходят из того, что налогоплательщиком соблюдены условия для применения вычета по налогу на добавленную стоимость, а счет-фактура оформлен надлежащим образом и содержит все необходимые сведения, предусмотренные ст. 169 НК РФ.

Арбитражные суды также указывают на то, что ст. 169 НК РФ не содержит конкретного требования о том, какой именно адрес следует указывать при оформлении счета-фактуры - адрес, указанный в учредительных документах, или фактический адрес.

Осуществление деятельности вне места государственной регистрации не является обстоятельством, обусловливающим право налогоплательщика на применение вычетов НДС, уплаченного поставщику.

Факт отсутствия контрагентов по юридическому адресу еще не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика.

Отсутствие поставщика или покупателя по юридическому адресу не свидетельствует о неосуществлении им деятельности или о ее противоправном характере.

Данные выводы относительно адреса поставщика содержатся, например, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 N А56-32528/2005, от 17.02.2006 N А56-1141/2005-8, Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.05.2006 N А19-19438/05-20-Ф02-2224/06-С1, от 03.05.2006 N А19-7884/05-44-40-Ф02-1990/06-С1, от 17.03.2006 N А19-15819/05-24-Ф02-1080/06-С1 по делу N А19-15819/05-24, от 28.02.2006 N А19-32354/05-30-Ф02-664/06-С1, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 04.04.2006 по делу N А39-6839/2005-366/9, Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 20.07.2006 N Ф04-4519/2006(24711-А45-3) по делу N А45-18387/05-52/41, от 28.06.2006 N Ф04-3763/2006(23809-А46-34) по делу N 15-926/05, от 08.06.2006 N Ф04-3452/2006(23386-А45-3) по делу N А45-16435/05-12/650, Постановлениях ФАС Московского округа от 16.03.2006 N КА-А41/1468-05 по делу N А41-К2-12092/05, от 23.11.2005, 21.11.2005 N КА-А40/11755-05, Постановлениях ФАС Поволжского округа от 17.05.2006 по делу N А65-39719/2005, от 25.04.2006 по делу N А55-15488/05-51, от 18.04.2006 по делу N А55-15212/2005-3, Постановлениях ФАС Уральского округа от 24.07.2006 N Ф09-6281/06-С2 по делу N А60-207/06, от 26.06.2006 N Ф09-5322/06-С2 по делу N А60-519/06, от 21.06.2006 N Ф09-5271/06-С2 по делу N А07-17069/05, от 04.04.2006 N Ф09-2287/06-С2 по делу N А71-469/05, Постановлениях ФАС Центрального округа от 19.06.2006 по делу N А35-3953/05-С3, от 10.04.2006 по делу N А08-3287/05-16.

Относительно покупателя данный вывод содержится, например, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2006 по делу N А56-23296/2005, от 16.02.2006 N А56-20655/2005, от 01.03.2006 по делу N А56-20943/2005, Постановлениях ФАС Московского округа от 22.05.2006 N КА-А41/4024-06 по делу N А41-К2-13052/05, от 14.09.2005 N КА-А41/8862-05.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.11.2006