Может ли организация, основным видом деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей (ломбард), быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ за ненаправление в Росфинмониторинг сведений о помещении в ломбард автомобилей согласно залоговым билетам, если сумма оценки имущества превышает 600 000 руб.?
Ответ: С учетом судебной практики ломбард не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление в Росфинмониторинг сведений о помещении в ломбард автомобилей согласно залоговым билетам, если сумма оценки имущества превышает 600 000 руб., поскольку автомобили не могут быть отнесены к иным ценностям в смысле, придаваемом законом.
Обоснование: В силу пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, установленные данной статьей сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Частью 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее в том числе непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (далее - Положение), Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере.
Пунктом 5 Положения установлено, что Росфинмониторинг осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере.
Ломбарды относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом (ст. 5 Закона N 115-ФЗ). В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Залоговый билет должен содержать, в частности, сумму оценки заложенной вещи (п. 4 ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 196-ФЗ).
Согласно абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб., а по своему характеру данная операция относится к иным сделкам с движимым имуществом, в том числе к помещению драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард.
Понятие ценностей дано в ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", в соответствии с которой ценности - это драгоценные металлы и (или) драгоценные камни. Другого понятия ценностей законодательство не содержит. Поскольку помещенные в ломбард предметы залога - автомобили не могут быть отнесены к иным ценностям в смысле, придаваемом Законом N 115-ФЗ, ломбард не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ за непредставление в Росфинмониторинг сведений о таких операциях. Данный вывод содержат Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2011 по делу N А56-49431/2010 и от 06.03.2013 по делу N А56-37823/2012.
С. А.Скобелева
Консалтинговая группа "Аюдар"
15.10.2013