Организация применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - "доходы минус расходы") и не имеет в своем штате юрисконсульта. В целях избежания возможных ошибок, связанных с заключением и последующим исполнением договора аренды земельного участка, организация обратилась в юридическое агентство с просьбой составить проект договора аренды земли. Расходы по оплате услуг юридического агентства отнесены организацией на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по единому налогу. В ряде писем Минфина России по аналогичному вопросу, например в Письме от 10.08.2005 N 03-11-04/2/42, указано, что расходы по оформлению договоров аренды земли в п. 1 ст. 346.16 НК РФ не поименованы, следовательно, данные расходы в целях налогообложения не учитываются. В то же время пп. 15 вышеуказанной нормы предусматривает, что полученные доходы могут быть уменьшены налогоплательщиком на расходы на юридические услуги. В Общероссийском классификаторе услуг населению, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, услуги правового характера отнесены к группе 09 и включают в том числе такой вид услуг, как составление проектов сделок органами государственного нотариата (код 091121 8). Вправе ли организация, не имеющая в штате юрисконсульта, отнести по аналогии услуги сторонней организации по составлению проекта договора аренды земли к услугам правового характера, т. е. к юридическим услугам, и уменьшить полученный доход на сумму расходов на оплату таких услуг?

Ответ: Согласно пп. 29 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут уменьшать полученные доходы на расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков).

В соответствии с п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, в том числе права аренды земельных участков, удостоверяются документами о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Такое свидетельство будет являться правоустанавливающим документом на земельный участок в случае передачи его в аренду на срок более года.

В то же время согласно п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В таком случае правоустанавливающими документами на земельный участок будут являться непосредственно договор аренды земельного участка и акт передачи земельного участка арендатору.

В связи с тем что к правоустанавливающим документам относятся и договоры аренды земельных участков, заключенные на срок менее одного года, организация, не имеющая в штате юрисконсульта, может учесть в составе расходов оплату услуг сторонней организации по составлению проекта такого договора.

Ю. В.Подпорин

Заместитель начальника отдела

специальных налоговых режимов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

24.11.2006