Вправе ли налоговый орган отказать в применении налогового вычета по НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки поставщика?

Ответ: Пунктом 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщикам предоставлено право уменьшать сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на сумму налоговых вычетов, установленных ст. 171 НК РФ.

По общему правилу сумма "входного" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам может быть предъявлена к вычету при выполнении следующих условий:

1) приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

2) товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

3) наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Только при выполнении совокупности перечисленных условий налогоплательщик вправе предъявить НДС к вычету.

Каких-либо иных условий для применения налоговых вычетов НК РФ не предусматривает. В том числе НК РФ не предусматривает таких оснований для отказа в вычете НДС, как неполучение ответов по встречным проверкам относительно поставщиков, а также невозможность проведения указанных проверок.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ, контролируя соблюдение законодательства о налогах и сборах, налоговый орган вправе проводить налоговые проверки. Если при их проведении у налогового инспектора возникает необходимость получить информацию о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, он может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Это право предоставлено ему ст. 87 НК РФ. В данном случае будет иметь место так называемая встречная проверка.

Следует отметить, что в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О указано, что истолкование ст. 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции не позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

По смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы, отметил Конституционный Суд Российской Федерации, не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

По мнению арбитражных судов, невозможность проведения налоговым органом встречной проверки поставщика налогоплательщика, как и отсутствие результатов встречной проверки само по себе, не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика и не лишает налогоплательщика права на вычет и возмещение НДС.

Данная точка зрения высказана, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 12.04.2006 N А14-21496-2005/895/25, Постановлении ФАС Московского округа от 16.05.2006 N КА-А40/4276-06, Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2006 N А56-19975/2005 и от 14.03.2006 N А56-1646/2005, Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 26.06.2006 N Ф08-2727/2006-1148А, от 04.04.2006 N Ф08-1233/2006-523А, от 22.02.2006 N Ф08-356/2006-168А.

Следовательно, отказ налогового органа в вычете НДС по указанным основаниям неправомерен при отсутствии иных доказательств недобросовестности налогоплательщика.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

24.11.2006