Банкротство под наблюдением
(Никитина О.)
("Бизнес-адвокат", N 14, 1998)
Текст документа
БАНКРОТСТВО ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ
О. НИКИТИНА
О. Никитина, юрист ВАС РФ.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ (далее по тексту - Закон о банкротстве)
введен в действие с 1 марта 1998 г., т. е. дела по заявлениям о признании должников несостоятельными (банкротами), поступившим в арбитражный суд после 1 марта 1998 г., рассматриваются в порядке, установленном этим Законом.
При проведении процедур банкротства, назначенных до 1 марта 1998 г., применяются положения Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", регулирующие данные процедуры, до момента введения в отношении должника новых процедур банкротства после 1 марта 1998 г. Однако Закон не исчерпывает многочисленные вопросы, которые возникают в процессе правоприменительной практики. В этой связи газета начинает публикацию серии материалов, посвященных применению процедур наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
Совершенно новой является такая процедура, как наблюдение. Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т. е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации - должника и кредиторов.
Наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Указанная процедура вводится арбитражным судом приблизительно на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве.
Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан.
Специального внимания заслуживает норма о назначении временного управляющего.
Арбитражный суд в определении о принятии заявления о признании должника банкротом указывает о назначении временного управляющего (наблюдателя).
При невозможности определения кандидатуры временного управляющего при принятии заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд выносит отдельное определение о его назначении не позднее десяти дней со дня принятия указанного заявления (п. 3 ст. 41 Закона).
Кроме того, при введении процедуры наблюдения и назначения временного управляющего арбитражный суд должен установить размер вознаграждения временному управляющему, которое выплачивается за счет имущества должника (ст. ст. 22, 41, 59 Закона о банкротстве).
В определении о принятии заявления о признании должника банкротом или в определении о назначении временного управляющего (п. 3 ст. 41 Закона о банкротстве) арбитражный суд указывает установленный им размер вознаграждения временного управляющего и об обязанности руководителя должника выплачивать это вознаграждение за каждый месяц осуществления управляющим своих полномочий (ст. 22 Закона о банкротстве).
В настоящее время у арбитражных судов возникает проблема при определении размера вознаграждения временному управляющему. П. 1 ст. 22 Закона о банкротстве установлено, что федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации или в порядке, ими установленном, могут быть предусмотрены минимальный и максимальный размер вознаграждения арбитражному управляющему. Указанные законодательные акты пока еще не приняты. Поэтому сейчас арбитражный суд до принятия указанных законодательных и иных правовых актов не ограничен в определении помесячного размера вознаграждения временного управляющего. Пока же размер выплаты вознаграждения временному управляющему в значительной степени будет определяться такими факторами, как сложность и масштаб предстоящей работы. Указанное вознаграждение выплачивается за счет имущества должника, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве или соглашением с кредиторами. Иное предусмотрено п. 4 ст. 25 (вознаграждение выплачивается из специального фонда) и п. 2 ст. 62 Закона о банкротстве. Речь идет о том, что если в результате проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий установит недостаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, в том числе расходов на выплату вознаграждения, то кредиторы обязаны определить источник покрытия указанных расходов. В случае неопределения источника выплаты судебных расходов (в частности, вознаграждения временному управляющему) кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию расходов.
Следует отметить, что временный управляющий уже в ближайшее время сможет заключить договор со специализированным фондом при государственном органе по делам о банкротстве, гарантирующим получение хотя и минимального, но реального вознаграждения, установленного в соответствии с Законом о банкротстве. Условия и порядок заключения такого договора будут установлены госорганом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Нередко руководитель организации - должника не производит выплату вознаграждения временному управляющему. Как же должна решаться данная проблема.
В случае невыполнения этой обязанности руководителем должника арбитражный суд будет рассматривать заявление временного управляющего о нарушении его прав в заседании.
В определении, принимаемом арбитражным судом по результатам рассмотрения заявления временного управляющего о выплате вознаграждения, будет содержаться указание о его принудительном взыскании за счет имущества должника. Данное определение не может быть обжаловано. Арбитражный суд одновременно с вынесением определения выдаст исполнительный лист.
Необходимо иметь в виду, что требование временного управляющего о выплате вознаграждения удовлетворяется вне очереди (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве).
Если временный управляющий привлекал для обеспечения осуществления своих полномочий (деятельности) на договорной основе иных лиц (специалистов, специализированные организации) с оплатой их деятельности (вознаграждения) из средств имущества должника (ст. ст. 20 и 22 Закона о банкротстве) в случае неоплаты руководителем должника принятых арбитражным управляющим работ вопрос об оплате будет решаться арбитражным судом при рассмотрении дела, видимо, на первом заседании, на котором принимается решение (определение) в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 48 Закона о банкротстве. Возмещение указанных расходов производится также вне очереди (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве).
Определение арбитражного суда о назначении временного управляющего, как и определения о назначении внешнего или конкурсного управляющего, подлежит немедленному исполнению. Кроме того, оно не может быть обжаловано в суде.
В Законе о банкротстве определен статус управляющего.
Временным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом, в отношении должника и кредиторов (п. 1 ст. 19 Закона).
Временный управляющий будет действовать на основании лицензии, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению в порядке, установленном федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Закон о банкротстве устанавливает, что временным управляющим крестьянским (фермерским) хозяйством может быть назначено лицо, и не имеющее указанной лицензии. Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г. N 3929 не требовал наличия лицензии у управляющего.
Вместе с тем положения о лицензировании деятельности арбитражных управляющих, предусмотренные ст. 19 Закона о банкротстве, вводятся в действие с 1 марта 1999 года. При этом необходимо иметь в виду, что до введения в действие указанных положений лица, получившие в установленном порядке аттестат специалиста по антикризисному управлению, могут назначаться арбитражными, в частности временными, управляющими и могут зарегистрироваться в соответствующем арбитражном суде.
Содержание нормы позволяет сделать вывод о том, что до 1 марта 1999 года арбитражные управляющие вправе не регистрироваться в арбитражном суде. Но после указанной даты неизбежно возникнет вопрос о регистрации управляющего в арбитражном суде и выдаче специального свидетельства о регистрации. Здесь речь идет только о занесении его в специальный реестр арбитражных управляющих, который заведен в арбитражном суде.
К этому следует добавить, что временный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь помимо указанной выше лицензии еще и аттестат, выдаваемый государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг.
В п. 1 ст. 59 Закона о банкротстве говорится о том, что в случае невозможности определения кандидатуры временного управляющего, т. е. при отсутствии кандидатур, предложенных кредиторами, и предложений из числа лиц, зарегистрированных в качестве арбитражных управляющих, при принятии заявления о признании должника банкротом арбитражный суд запрашивает государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Указанный госорган должен в недельный срок предложить кандидатуру временного управляющего. В случае отсутствия такой кандидатуры арбитражный суд может назначить временного управляющего из числа сотрудников госоргана по представлению последнего, но не позднее десяти дней с момента принятия указанного заявления (п. 4 ст. 185 Закона). Хотелось бы отметить, что должник не вправе предлагать кандидатуру временного управляющего.
Временный управляющий - за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, которое повлекло убытки для должника или кредиторов, или даже при отсутствии таких последствий - несет ответственность согласно ст. 21 Закона о банкротстве.
Последствия вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом содержатся в ст. 57 Закона о банкротстве.
С момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о банкротстве должника имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве (ст. ст. 46, 63, 75 и 114 Закона о банкротстве), т. е. в деле о банкротстве.
Под имущественными требованиями, которые могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве, имеются в виду требования по денежным обязательствам и (или) по обязательным платежам (п. 1 ст. 57, п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве).
Иные требования, в том числе требования о признании сделок недействительными, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о расторжении договора предъявляются и рассматриваются в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Так, кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Данный срок не является процессуальным и не может быть восстановлен арбитражным судом. Требования кредиторов в указанном случае не считаются предъявленными. Указанные требования направляются в арбитражный суд и должнику. Установление размера требований кредиторов необходимо для участия и наличия права голоса на первом собрании кредиторов (ст. 63 Закона о банкротстве).
Требования кредиторов направляются временному управляющему с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные.
Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований и в иных случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
Временный управляющий ведет реестр требований кредиторов.
Должник, при наличии возражений по требованиям кредиторов, не признаваемых в соответствии с Законом о банкротстве установленными, вправе направить данные возражения в арбитражный суд, кредитору, временному управляющему в недельный срок с момента получения соответствующих требований.
В том случае, если должник своевременно не представил свои возражения в арбитражный суд (п. 2 ст. 63 Закона о банкротстве), они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются должнику. Эти требования будут считаться установленными.
Возражения должника по требованиям кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 46 Закона о банкротстве.
Следовательно, арбитражные суды при поступлении исковых заявлений к ответчику - должнику, о банкротстве которого принято заявление, их возвращают со ссылкой на ст. 57 Закона о банкротстве, а кредитор вправе предъявить свои требования исключительно в деле о банкротстве. Если же это обстоятельство будет выявлено после принятия заявления о признании должника банкротом, иск будет оставлен судом без рассмотрения.
При наличии ходатайства кредитора в период наблюдения приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 57 и п. 2 ст. 70 Закона о банкротстве с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда.
С учетом изложенного п. 1 ст. 20 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в части приостановления исполнительного производства по судебным актам арбитражного суда при возбуждении производства по делу о банкротстве подлежит применению с учетом указанной нормы Закона о банкротстве.
Также запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.
Как показывает практика, после возбуждения дела о банкротстве в арбитражном суде кредиторы нередко забирают исполнительные листы из банков и пытаются их срочно исполнить с помощью судебных приставов. Таким образом, являясь кредиторами пятой очереди в случае ликвидации должника, они полностью удовлетворяли свои требования, тем самым лишая возможности кредиторов первых четырех очередей получить задолженность. Новый Закон о банкротстве позволяет обеспечить справедливое удовлетворение требований всех кредиторов.
В целях обеспечения действия указанных мер арбитражный суд на основании данных, указанных в справке Госналогслужбы о номерах счетов должника в банках и иных кредитных организациях, направляет определение о принятии заявления о признании его банкротом в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.
Необходимо иметь в виду, что при введении наблюдения руководитель должника и иные органы управления должника не отстраняются, а продолжают осуществлять свои полномочия, но с установленными Законом о банкротстве ограничениями. В частности, органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки, связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, в залог, с внесением в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или распоряжаться таким имуществом иным образом (п. 2 ст. 58 Закона).
На период наблюдения органы управления юридического лица - должника - общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет), генеральный директор (правление) - ограничены в принятии решений, предусмотренных в п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве, в частности реорганизовывать или ликвидировать должника, создать филиалы или представительства, которые в обычных условиях находятся в их компетенции.
Кроме того, арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, помимо мер, предусмотренных АПК РФ, может запретить совершать без согласия временного управляющего и сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве, обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам и принять иные меры, направленные на обеспечение сохранности имущества.
Арбитражный суд в указанных в Законе случаях, в частности при непринятии руководителем мер по обеспечению сохранности имущества, вправе отстранить руководителя должника. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.
Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и руководителем должника.
Согласно п. 5 ст. 58 Закона о банкротстве с момента введения наблюдения аресты и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в процессе банкротства.
Закон о банкротстве содержит права и обязанности временного управляющего (ст. ст. 20, 60, 61, 150).
Ст. 20 Закона о банкротстве содержит положения, определяющие права и обязанности арбитражных управляющих. Кроме того, в частности, согласно абзацу 2 п. 1 ст. 60 Закона временный управляющий вправе предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом о банкротстве (сделки, заключенные или исполненные с нарушением требований, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 58).
Возникает вопрос, является ли такой иск самостоятельным или он рассматривается в деле о банкротстве. Думается, что такого рода иски не должны рассматриваться в деле о банкротстве.
Подробно раскрываются обязанности временного управляющего по анализу финансового состояния должника, установлению размера требований кредиторов и созыву первого собрания кредиторов (ст. ст. 62, 63 и 64 Закона).
Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится Законом собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов (ст. ст. 12 - 14, 64 - 66 Закона).
Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов. Еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что Закон о банкротстве как и Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" не позволяет управляющему самостоятельно выявлять кредиторов. Под выявленными кредиторами имеются в виду кредиторы, обратившиеся к управляющему в установленный срок и в установленном законом порядке.
Первое собрание кредиторов должно состояться в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 64 Закона).
В соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в случаях, предусмотренных Законом, в части требований по обязательным платежам налоговые и иные уполномоченные органы. Этот случай и предусмотрен ст. 64 Закона о банкротстве. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются налоговые и иные уполномоченные органы.
В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса временный управляющий, руководитель должника и представитель работников должника.
На первом собрании кредиторов принимаются следующие судьбоносные решения для организации - должника: о введении внешнего управления или об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства; определяется количественный состав комитета кредиторов, избираются его члены, а также принимаются иные решения, предусмотренные Законом, в частности решение о заключении мирового соглашения.
Конкурсный кредитор, а в части требований по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы обладают на первом собрании кредиторов числом голосов пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора, налогового или иного уполномоченного органа к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признаваемым в соответствии с Законом о банкротстве установленными на дату проведения собрания кредиторов.
To есть число голосов, которыми обладает на первом собрании кредиторов конкурсный кредитор, налоговый или иной уполномоченный орган, определяется суммой требований конкурсного кредитора по денежным обязательствам и налогового или иного уполномоченного органа, - пропорционально общей сумме требований всех конкурсных кредиторов, налоговых или иных уполномоченных органов. При этом учитываются требования, предъявленные в соответствии со ст. 63 Закона о банкротстве.
В сумму требований не включаются неустойки (штрафы, пени), а также финансовые (экономические) санкции.
Решения первого собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов.
Норма Закона о том, что собрание кредиторов правомочно независимо от числа представленных на нем голосов кредиторов (п. 4 ст. 12) при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов они были надлежащим образом уведомлены, как мне представляется, в отношении первого собрания кредиторов не применяется.
Законом о банкротстве предусматривается представление арбитражному суду временным управляющим отчета о своей деятельности, сведений о финансовом положении должника и предложений о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.
Арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, либо утверждает мировое соглашение. Вместе с тем арбитражный суд вправе принять иное решение в установленных Законом случаях. В частности, если имеются достаточные основания полагать, что решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинства кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление.
Под достаточными основаниями следует понимать, в частности, подтвержденное документами наличие ликвидного имущества, возможность получения денежных средств или иного имущества от контрагентов должника по договорам, предоставление должнику кредитов и оказание иной финансовой помощи, позволяющие восстановить платежеспособность, ходатайство органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве градообразующей организации соответствующего органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии представления поручительства по обязательствам должника Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в лице их уполномоченных органов.
Особо следует отметить, что арбитражный суд, перед тем как принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или вынести определение о введении внешнего управления, или утвердить мировое соглашение, обязан проверить правомочность первого собрания кредиторов, т. е. суд проверяет соблюдение порядка голосования на собрании, установленного для принятия данного решения.
В том случае, если собрание кредиторов не приняло решения о введении внешнего управления или решения о заключении мирового соглашения либо временный управляющий в недельный срок не представил ни одно из указанных решений, при наличии признаков банкротства, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Вместе с тем в случаях, предусмотренных в Законе о банкротстве, в частности если после проведения первого собрания кредиторов появились обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления.
Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
С момента принятия какого-либо из указанных выше решений арбитражным судом процедура наблюдения прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего.
Особенность процедуры наблюдения для сельскохозяйственной организации состоит в том, что при анализе финансового состояния учитывается сезонность производства и его зависимость от природно - климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании периода сельхозработ.
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельхозпродукции и выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) ими сельхозпродукции составляет не менее 50 процентов от общей суммы выручки. Особенность периода наблюдения применяется к рыболовецким артелям, выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельхозпродукции и выловленных водных биоресурсов составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки.
Особенность наблюдения при банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг состоит в том, что ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг, предусмотренные Законом, не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручениям клиентов, подтвержденным последними после возбуждения дела о банкротстве.
Необходимо отметить, что временному управляющему при банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг вменяется в обязанность направление извещения о возбуждении дела о банкротстве и вступлении его в права временного управляющего клиентам, передавшим должнику в управление принадлежащие им ценные бумаги, в десятидневный срок с момента его назначения. Извещение содержит предложение дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить в отношении ценных бумаг, принадлежащих клиенту.
------------------------------------------------------------------
Название документа