Организация имеет на балансе здания, введенные в эксплуатацию в начале 70-х годов. При строительстве этих зданий проектом было предусмотрено наличие внутренних коммуникаций (пожарный водопровод, вентиляционная система, линии связи, пожарная сигнализация), без которых здание считается не пригодным к эксплуатации. Организацией в целях исчисления налога на прибыль были учтены как расходы на капитальный ремонт зданий текущего периода затраты на ремонт указанных коммуникаций. Однако в результате выездной налоговой проверки данные расходы были квалифицированы налоговым органом как расходы, связанные с достройкой, дооборудованием и реконструкцией основных средств. Правомерны ли действия налогового органа? Если да, то следует ли подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/794

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового учета расходов на ремонт внутренних коммуникаций здания и сообщает следующее.

Расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со ст. 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В соответствии с указанной статьей расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Для целей налогообложения прибыли порядок учета расходов на ремонт основных средств отличается от порядка учета расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, которые увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации в соответствии со ст. ст. 256 - 259 Кодекса.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях гл. 25 Кодекса к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

При определении терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" следует руководствоваться:

- Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279;

- Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312;

- Письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".

Также сообщаем, что по вопросам об отнесении тех или иных работ к капитальному ремонту или реконструкции следует обращаться в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Как следует из письма, по результатам выездной налоговой проверки расходы по проведению ремонта коммуникаций были квалифицированы как расходы, связанные с достройкой, дооборудованием и реконструкцией основных средств, в связи с чем данные расходы не могли быть учтены в составе текущих расходов налогоплательщика. На сумму данных расходов могла быть увеличена первоначальная стоимость соответствующих основных средств.

Порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию установлен ст. 81 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

23.11.2006