Налоговый орган, не учитывая Письмо Минфина России от 26.04.2013 N 03-11-11/14780, указал на неправомерность уменьшения ИП ЕНВД на сумму страховых взносов, так как ИП уплатил их в фиксированном размере 09.04.2013, а налоговую декларацию подал 15.04.2013. Правомерна ли позиция налоговых органов?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 октября 2013 г. N 03-11-11/42960
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке уменьшения суммы единого налога на вмененный доход на страховые взносы и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками единого налога на вмененный доход на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам. При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена на сумму данных расходов более чем на 50 процентов.
Таким образом, в абз. 1 п. 2 ст. 346.32 Кодекса предусмотрено уменьшение суммы единого налога на вмененный доход, исчисленной за налоговый период, на сумму страховых взносов, уплаченных в данном налоговом периоде.
При этом в соответствии с абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшать сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных страховых взносов в фиксированном размере, без применения ограничения.
Соответственно, положения абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 Кодекса устанавливают только размер уменьшения суммы страховых взносов, но не период такого уменьшения.
При этом согласно п. 1 ст. 346.32 Кодекса уплата единого налога на вмененный доход производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в соответствии с п. 2 ст. 346.28 Кодекса.
В то же время ст. 346.30 Кодекса установлено, что налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал.
Учитывая изложенное, сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период (квартал), может быть уменьшена налогоплательщиком данного налога, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на суммы страховых взносов, а также расходов и платежей, указанных в п. 2 ст. 346.32 Кодекса, которые исчислены и уплачены до окончания налогового периода (квартала) по единому налогу на вмененный доход, то есть сумма указанных платежей уменьшает сумму единого налога на вмененный доход за тот налоговый период (квартал), в котором данные платежи были произведены.
В целях применения п. 2.1 ст. 346.32 Кодекса сумма уплаченных страховых взносов в фиксированном размере уменьшает сумму единого налога на вмененный доход только за тот налоговый период (квартал), в котором данный фиксированный платеж был уплачен.
Одновременно обращаем внимание, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
В соответствии с Положением и Регламентом обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Кроме того, исходя из п. 9.20 Регламента, Минфин России не рассматривает обращения, относящиеся к вопросам правоприменительной практики.
Минфин России не наделен полномочиями по рассмотрению жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц.
Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном разд. VII Кодекса.
Также сообщаем, что Письмо Минфина России от 26.04.2013 N 03-11-11/14780, о котором упоминается в обращении, является ответом на конкретный запрос налогоплательщика и не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, а также не является нормативным правовым актом.
В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 письма Департамента носят информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данных письмах.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. А.СААКЯН
15.10.2013