Организация, применяющая общую систему налогообложения, в 2006 г. переходит на уплату ЕСХН. Можно ли принять к вычету сумму "входного" НДС по товарам, приобретенным в 2005 г., но оплаченным в 2006 г., т. е. после перехода на ЕСХН?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Прежде всего, отметим, что из содержания вопроса не ясно, в каком периоде и в каких операциях были фактически использованы товары: до перехода на ЕСХН в операциях, облагаемых НДС, или после перехода на систему налогообложения в виде ЕСХН.

По нашему мнению, ни в том, ни в другом случае нет оснований для принятия к вычету НДС, уплаченного плательщиком ЕСХН продавцам этих товаров, поскольку право вычета предоставлено только плательщикам НДС (п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ), а плательщики ЕСХН таковыми не являются (п. 3 ст. 346.1 НК РФ).

Аналогичной позиции придерживаются и некоторые арбитражные суды (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2005 N А05-10379/04-19, дополнительно см. Постановления Президиума ВАС РФ от 13.09.2005 N 4287/05, ФАС Поволжского округа от 22.04.2004 N А57-11877/03-22, которыми рассмотрены аналогичные вопросы в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН).

В то же время Минфин России и ФНС России придерживаются позиции, согласно которой применительно к рассматриваемой ситуации организация может принять к вычету сумму НДС, уплаченную продавцам товаров (работ, услуг) в период применения ЕСХН, если эти товары (работы, услуги) фактически использованы до перехода на ЕСХН в операциях, облагаемых НДС (см. подробнее предпоследнюю часть Письма Минфина России от 19.12.2005 N 03-04-15/116, которое прилагается к Письму ФНС России от 25.01.2006 N ММ-6-03/62@).

Аналогичная позиция в отношении налогоплательщиков, перешедших на УСН, изложена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 21.04.2005 N А57-6047/04-17.

Как видим, рассматриваемый вопрос является спорным. В связи с этим рекомендуем организации принять решение самостоятельно с учетом изложенной информации. Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции контролирующего органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

В заключение считаем необходимым отметить, что письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и носят исключительно рекомендательный характер (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, п. п. 8, 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

При этом напоминаем, что в силу пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности (см. дополнительно Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.05.2005 N А66-10805/2004).

А. А.Акимов

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

21.11.2006