О внесении изменений в ранее представленные декларации по налогу на прибыль при обнаружении ошибок или фактов неотражения сведений, влияющих на исчисление налога, если изменилось лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, а также о привлечении такого лица к ответственности

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 15 октября 2013 г. N ЕД-4-3/18440@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Российские организации, в соответствии с п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций.

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 1 и 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ.

Пунктом 1 ст. 54 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 313 НК РФ по итогам каждого налогового (отчетного) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет осуществляется налогоплательщиками в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение налогового (отчетного) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

При этом согласно абз. 3 ст. 313 НК РФ в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, налогоплательщик на основе данных регистров налогового учета (регистров бухгалтерского учета) должен обеспечить правильность исчисления налога на прибыль организаций за налоговый период (календарный год).

В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.

Учитывая изложенное, в случае если налогоплательщиком в ранее поданных декларациях по налогу на прибыль организаций обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию независимо от обстоятельств, связанных со сменой лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 23 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) руководство текущей деятельностью обществ осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).

Соответственно, физическое лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа на момент подписания и подачи в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период, должно рассматриваться в качестве уполномоченного должностного лица налогоплательщика.

В соответствии с п. 15 ст. 101 и п. 13 ст. 101.4 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, в том числе нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Следует учитывать, что при осуществлении производства по административным делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по административным делам указанной категории не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения.

Административная ответственность должностных лиц за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена ст. ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ.

Полномочия должностных лиц налоговых органов по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях предусмотрены п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Согласно ст. 23.1 КоАП РФ дела данной категории рассматривают судьи.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д. В.ЕГОРОВ

15.10.2013