Может ли регистрирующий орган не принять или возвратить документы, поданные для регистрации юридического лица при создании, по мотивам наличия ошибок в представленных документах?
Ответ: Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, функции по осуществлению регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложены на ФНС России.
В соответствии со ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации при создании организации допускается лишь в случае, если:
- не представлены определенные Законом N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации документы;
- документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган.
Согласно ст. 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующего государства либо иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать иные документы, не предусмотренные Законом N 129-ФЗ, причем нотариальное удостоверение представляемых документов необходимо лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации оформляется письменным решением регистрирующего органа со ссылками на нарушения, допущенные заявителем, предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня представления необходимых документов. Не позднее указанного выше срока регистрирующий орган выносит решение о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации.
Статьей 24 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в ст. 23 Закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом N 129-ФЗ, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных Законом N 129-ФЗ документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Также, по мнению ФНС России, изложенному в Письме от 21.04.2006 N ШТ-6-09/432@, регистрирующий орган при принятии решения о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации обязан рассмотреть материалы регистрационного дела (представленные материалы).
Исходя из анализа вышеприведенных норм у регистрирующего органа нет оснований для непринятия или возврата документов, поданных в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица, без вынесения соответствующего решения об отказе в государственной регистрации.
Таким образом, регистрирующий орган не вправе не принять или возвратить документы, поданные для регистрации юридического лица при создании, по мотивам наличия ошибок в представленных документах.
Правомерность таких выводов подтверждает сформировавшаяся арбитражная практика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2006 N А42-15115/04-25).
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
17.11.2006