Гаражно-строительный кооператив просит дать разъяснения о действующих налогах, уплата которых имеет значение для гаражно-строительных кооперативов, о порядке исчисления и уплаты налогов на землю и строения, принадлежащие членам гаражно-строительного кооператива. Признаются ли уплаченными суммы налогов, перечисленные наличными через сберкассу или почту председателем кооператива как полномочным представителем последнего?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2006 г. N 03-02-07/1-326
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о порядке уплаты налогов и сообщается следующее.
Обязанность по уплате налога возникает при наличии объекта налогообложения, определяемого в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Виды налогов и сборов, специальные налоговые режимы предусмотрены ст. ст. 13 - 15 и 18 Кодекса.
Порядок исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов установлен Кодексом. Региональные и местные налоги исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, принятыми в соответствии с Кодексом.
Статьей 388 Кодекса определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Следовательно, члены ГСК, являющиеся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения согласно Закону Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1, должны исполнять обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в соответствии с указанным Законом Российской Федерации.
Члены ГСК, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, должны исполнять обязанность по уплате земельного налога в соответствии с гл. 31 Кодекса и нормативными правовыми актами соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 4 ст. 85 Кодекса органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Согласно ст. 52 Кодекса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Если на балансе гаражно-строительного кооператива имеется имущество, а также ему принадлежит на праве собственности земельный участок, то обязанность по уплате налога на имущество организаций и земельного налога организации возникает у гаражно-строительного кооператива.
В этом случае гаражно-строительный кооператив должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов (п. 1 ст. 45 Кодекса).
Как следует из абз. 1 п. 2 ст. 45 Кодекса, находящегося в системной связи с абз. 2 п. 3 ст. 58 Кодекса, а также банковским законодательством Российской Федерации, налогоплательщики или налоговые агенты, являющиеся организациями, уплату налогов обязаны производить в безналичном порядке. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
По смыслу п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 44 и п. 1 ст. 45 Кодекса исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога осуществляется за счет его собственных денежных средств.
Согласно ст. 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично и (или) через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. п. 1 и 3 ст. 29 Кодекса).
Доверенность уполномоченного представителя налогоплательщика должна быть оформлена надлежащим образом, в ней должны быть четко указаны объем и содержание полномочий представителя налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в его Определении от 22.01.2004 N 41-О, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.
При этом надлежит учитывать следующее.
Статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц. При этом согласно указанной статье осуществление расчетов по поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.
В соответствии с Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" наличные денежные средства в уплату налоговых платежей принимаются кредитными организациями только от физических лиц.
Совместным Письмом Банка России и МНС России от 12.11.2002 N 151-Т/ФС-18-10/2 "Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов" предусмотрено, что налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета.
В соответствии с п. 11 разд. 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка РФ 22.09.1993 N 40, предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Данный перечень не содержит такого основания для выдачи наличных денег физическому лицу, как уплата налога за предприятия.
Согласно п. 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Банка России от 19.12.1997 N 47, в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Пунктом 2.6 данного Положения установлено, что предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
16.11.2006