Организация планирует осуществлять рекламу производимой продукции при кинообслуживании в местном кинотеатре путем демонстрации видеоролика перед началом показа фильма в рамках киносеанса. Вправе ли организация учесть понесенные расходы на рекламу в целях исчисления налога на прибыль в полном объеме или указанные расходы нормируются?

Ответ: До 01.01.2014 расходы на рекламу производимой продукции при кинообслуживании подлежат нормированию и учитываются при исчислении налога на прибыль в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ.

После указанной даты они могут быть учтены в прочих расходах на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в полном объеме.

В обоих случаях расходы могут приниматься к учету при выполнении условий п. 1 ст. 252 НК РФ и ст. 17 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом объектом рекламирования могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Статьей 17 Закона N 38-ФЗ установлено, что при кино - и видеообслуживании не допускается прерывание рекламой демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом бегущей строки или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Пунктом 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Таким образом, поскольку в рамках действующей редакции п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимой продукции при кинообслуживании в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ не поименованы, они подлежат нормированию и учитываются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 215-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся в том числе расходы на рекламные мероприятия при кино - и видеообслуживании.

Указанные поправки согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона N 215-ФЗ вступают в силу с 01.01.2014.

Таким образом, если организация будет осуществлять рекламу производимой продукции при кинообслуживании в 2014 г., то понесенные в связи с этим затраты могут быть учтены в прочих расходах на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в полном объеме.

В обоих случаях расходы могут приниматься к учету при выполнении условий п. 1 ст. 252 НК РФ и ст. 17 Закона N 38-ФЗ.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

14.10.2013