Опцион как производная ценная бумага

(Сухоручкин П. А.) ("Право и экономика", N 5, 1998) Текст документа

ОПЦИОН КАК ПРОИЗВОДНАЯ ЦЕННАЯ БУМАГА

П. СУХОРУЧКИН

Сухоручкин Павел Аспирант Института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

По мере развития фондового рынка Российской Федерации и наряду с уже привычными понятиями (такими, как акция и облигация) вошли в употребление и редко встречавшиеся ранее термины, например "производные ценные бумаги" и "опцион". В последнее время эти понятия особенно часто используются применительно к акционерным обществам как наиболее крупным эмитентам ценных бумаг и активным участникам фондового рынка. Вместе с тем, виды ценных бумаг, объединяемые общим понятием "производные ценные бумаги", уже давно обращаются на зарубежных биржевых и внебиржевых рынках ценных бумаг. К основным разновидностям производных ценных бумаг можно отнести опционы, варранты, фьючерсы.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПОНЯТИЯ ПРОИЗВОДНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

К сожалению, такому известному на международном рынке институту, как варрант, в России не очень повезло. Дело в том, что сам термин "варрант" имеет несколько значений, в том числе и ценной бумаги. Согласно статье 912 Гражданского кодекса Российской Федерации <*> это - залоговое свидетельство (часть двойного складского свидетельства), являющееся ценной бумагой. Другое значение связано с характеристикой варранта как ценной бумаги, удостоверяющей право его владельца купить определенное количество акций в определенное время по установленной цене <**>. Схожее понятие имеет и опцион. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410. <**> Существуют различные взгляды на отличие варрантов от опционов как производных ценных бумаг, что, вероятно, связано с различиями европейских и американских фондовых рынков. С одной стороны, отличительной особенностью варранта можно считать то, что он предоставляет право на покупку еще не эмитированных, но готовящихся к выпуску акций компании - эмитента, с другой стороны, то, что опционы обычно размещаются среди работников эмитента, а варранты - среди иных лиц (публично).

По всей вероятности, в России произойдет слияние понятий варранта и опциона, и в связи с тем, что Гражданский кодекс уже содержит понятие варранта как разновидности ценных бумаг, российский фондовый рынок будет использовать лишь понятие опциона. Позиция же тех, кто, ссылаясь на данное обстоятельство, утверждает, что нельзя использовать понятие варранта на фондовом рынке в качестве разновидности производных ценных бумаг, представляется весьма спорной. Тот факт, что Гражданский кодекс содержит понятие "варрант", говорит лишь о том, что иное его толкование в законодательстве отсутствует, но вполне может существовать. Вряд ли можно спорить о том, что часто существует несколько значений одного и того же понятия. В данном случае интересен законодательный опыт США. Так, в разделе 2 Закона США "О ценных бумагах" <*> 1933 года при перечислении видов ценных бумаг используется понятие "любой" <**>. Поэтому исключены всякие споры о том, являются ли разные финансовые инструменты с одним и тем же названием ценной бумагой в соответствии с законодательством или нет, поскольку достаточна лишь применимость общих признаков ценных бумаг. -------------------------------- <*> Federal Securities Laws. 1994. P. 2. <**> Например, "любая акция", "любой опцион", "любой варрант".

Что касается законодательных признаков ценных бумаг, содержащихся в статье 142 Гражданского кодекса Российской Федерации <*>, а именно, что ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении, то к варранту, как производной ценной бумаге, это полностью применимо. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Фьючерс представляет собой твердое обязательство при продаже финансовых инструментов или товаров в будущем в оговоренный срок по цене, установленной сегодня. Финансовый фьючерс есть соглашение о покупке или продаже того или иного финансового инструмента по заранее согласованной цене в течение определенного срока (в определенный день) в будущем. При этом договоренность о цене достигается при заключении фьючерсного контракта. Поскольку изначально фьючерсы возникли на товарных биржах и торгуются на них, поставка таких финансовых инструментов осуществляется через расчетную палату. А так как ликвидность рынка фьючерсов должна быть довольно высокой, то их использование в обращении несколько ограничено. Таким образом, одним из наиболее важных инструментов российского фондового рынка может стать лишь опцион, как производная ценная бумага. Что же такое опцион? Не углубляясь детально в экономические характеристики этого инструмента, отметим лишь, что он представляет собой ценную бумагу, которая закрепляет право его владельца в установленные сроки и по фиксированной цене купить или продать определенные ценные бумаги <*>. Покупатель приобретает не титул собственности, а право на его приобретение (в отношении акций). В российских условиях опцион - довольно выгодный инструмент. Продавец опциона сохраняет на определенный срок контроль за своими акциями и получает цену опциона (опционную премию) непосредственно при продаже опциона. С использованием опциона инвестиции могут быть сделаны в отдельную компанию без различного рода издержек при совершении сделок с самим базисным активом опциона. Опционы могут использоваться с долговременными инвестиционными целями, а также в спекулятивных операциях. -------------------------------- <*> Примечательно, что в зарубежной литературе опцион описывается как контракт. В связи с этим может возникнуть путаница между опционом и форвардной сделкой (соглашением между сторонами о будущей поставке предмета контракта, заключенное вне биржи).

Вместе с тем, несмотря на значительные преимущества этой ценной бумаги, главным отрицательным фактором ее применения в данное время является отсутствие законодательного регулирования, что вызывает опасения в использовании данного инструмента на фондовом рынке. Правда, следует отметить, что по своей сути (как ценной бумаги) опцион вряд ли нуждается в чрезмерно детальной регламентации его обращения, что вовсе не исключает необходимость законодательного определения и введения в практику этого вида производных ценных бумаг.

ОПЦИОН В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ

В настоящее время опционы, как инструменты рынка, практически не регулируются российскими нормативно - правовыми актами. Однако в некоторых из них прямо или косвенно говорится об опционах. Анализируя такие акты, можно сделать вывод о том, что на законодательном уровне отсутствует четкое определение опциона, его правового статуса и механизма использования. Это вызывает сложности на практике и в теории. В статье 8 Закона Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" <*> говорится о том, что опционные сделки представляют собой уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара. Совершение опционных сделок в биржевой торговле осуществляется биржевыми посредниками, биржевыми брокерами на основе лицензий, выдаваемых Комиссией по товарным биржам. Кроме того, в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года N 981 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные, фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле" <**> отмечается, что деятельность по совершению товарных, фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле осуществляется юридическими лицами независимо от их организационно - правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями только на основании лицензии. -------------------------------- <*> Российская газета. 1992. 6 мая. <**> СЗ РФ. 1995. N 42.

Необходимо иметь в виду, что указанный Закон регулирует отношения по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечения правовых гарантий деятельности на товарных биржах, а отношения, связанные с деятельностью фондовых бирж, фондовых отделов товарных, товарно - фондовых и универсальных бирж настоящим Законом не регулируются. Таким образом, несмотря на наличие в тексте данного Закона термина "опцион", невозможно применять содержащиеся в нем нормы к опциону на ценные бумаги, поскольку речь идет о "товарном опционе". Вместе с тем, представляется, что законодательство должно содержать четкое отличие "товарных опционов" и опционов на ценные бумаги. Так, например, в США ясно различается регулирование этих двух разновидностей опционов. Закон США "О торговле ценными бумагами" 1934 года <*> предусматривает, что Комиссия по торговле товарными фьючерсами (КТТФ) обладает исключительной юрисдикцией в отношении сделок, включающих в себя "продажу товаров с будущей поставкой... и товаров, торгующихся с помощью опционов" <**>. В 1982 году Конгресс США кодифицировал разницу в юрисдикции КТТФ и Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦББ). Под юрисдикцию последней попали опционы на определенные финансовые инструменты. Иными словами, КЦББ обладает исключительными полномочиями по регулированию опционов на ценные бумаги. КТТФ принадлежит исключительная юрисдикция на все фьючерсные контракты и все опционы на товары. Данные положения были дополнены и разъяснены в судебном решении Chicago Mercantile Exchange, Board of Trade of the City of Chicago, and Investment Company Institute, Petitioners, v. Securities and Exchange Commission, Respondent, and Philadelphia Stock Exchange, Inc., Options Clearing Corporation, American Stock Exchange, Inc. and Chicago Board Options Exchange, Inc., Intervening Respondents. В указанном судебном решении говорится о том, что Комиссия по торговле товарными фьючерсами располагает полномочиями по регулированию торговли фьючерсными контрактами (включая фьючерсы на ценные бумаги) и опционы на фьючерсные контракты. В то же время Комиссия по ценным бумагам и биржам имеет полномочия по регулированию торговли ценными бумагами и опционами на ценные бумаги. Если же тот или иной финансовый инструмент является одновременно ценной бумагой и фьючерсным контрактом, Комиссия по торговле товарными фьючерсами - единоличный регулирующий орган, поскольку имеет исключительную юрисдикцию в отношении сделок, включающих в себя контракты купли - продажи (и опционы на такие контракты) с будущей поставкой. Однако, если финансовый инструмент является одновременно фьючерсным контрактом и опционом на ценные бумаги, то Комиссия по ценным бумагам и биржам - единоличный регулирующий орган. -------------------------------- <*> Federal Securities Laws. 1994. P. 423. <**> Подробнее об этом см.: Regulations of equity derivatives. Cadwalader, Wickersham & Taft Thomas A. Russo. 1994.

Об опционах говорится и в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год от 11 июня 1992 года. Так, при продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, по предложению трудового коллектива предприятия применялся такой из вариантов предоставления льгот членам трудового коллектива приватизируемого предприятия, как предоставление права (опциона) должностным лицам администрации приватизируемого предприятия (руководителю, его заместителям, главному инженеру, главному бухгалтеру), на условиях заключенных с ними контрактов, на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости (пункт 5.4). Данная Государственная программа потеряла свое юридическое значение, однако указанное положение может быть использовано для понимания опциона в российском законодательстве и практике его использования. В пункте 13.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 1993 года N 271 "Об учреждении акционерного общества открытого типа "Нефтяная компания "Сургутнефтегаз" также говорится, что Компания имеет право разрешать своим работникам покупать определенное число принадлежащих ей акций на льготных условиях (опцион). В Указе Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 года N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" <*> установлено, что впредь до принятия федерального закона, устанавливающего требования, предъявляемые к ценным бумагам, к публичному размещению с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований допускаются "опционы на ценные бумаги, варранты на ценные бумаги". Таким образом, данный Указ прямо легализовал возможность обращения опционов на российском рынке. -------------------------------- <*> Российская газета. 1994. 10 ноября.

Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 78 <*>, не будучи официально отмененным, в связи с принятием Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <**>, распространяет свое действие и на "производные ценные бумаги - любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на покупку или продажу" определенных ценных бумаг, то есть опционы. -------------------------------- <*> Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Ч. 1. - М., 1995. С. 56. <**> Российская газета. 1996. 25 апреля.

В статье 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <*> говорится о том, что изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Упомянутое выше Положение призвано регулировать порядок выпуска и обращения ценных бумаг на территории Российской Федерации и регламентировать деятельность участников рынка ценных бумаг в целях защиты интересов инвесторов и содействия эффективному развитию экономики Российской Федерации. Учитывая, что предметом регулирования Федерального закона "О рынке ценных бумаг" выступают те же отношения, вряд ли можно рассматривать Положение соответствующим законодательству Российской Федерации. С другой стороны, Положение официально сохраняет свою юридическую силу и, несмотря на все особенности его действия, а также неупоминание о конкретных видах производных ценных бумаг, опционы, согласно данному нормативно - правовому акту, юридически имеют право на существование. Хотелось бы отметить, что Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" даже не упоминает о ценных бумагах, иных, чем акции и облигации. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1994. N 32.

Наиболее интересным представляется определение понятия опциона, содержащееся в письме Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 20 апреля 1995 года N 08-19р/04 "Об основных понятиях, использованных в правилах размещения страховых резервов, утвержденных Приказом Росстрахнадзора от 14 марта 1995 года N 02-02/06". В нем указывается, что опционом является ценная бумага, дающая их владельцу право купить или продать в течение установленного срока определенное количество акций по фиксированной цене. Продавец опциона принимает на себя обязательства, по которым он, в зависимости от вида опциона, должен либо приобрести у покупателя соответствующие акции, либо продать их ему. Покупатель опциона принимает решение о том, реализовать купленное им право или нет, в зависимости от движения курсов акций в период действия опциона. Направления движения биржевого курса, прогнозируемые покупателем и продавцом, противоположны, поэтому оба рассчитывают получить прибыль. Если опцион будет реализован, доход продавца составит сумма, которую покупатель оплатил за опцион (премия). Такое определение понятия опциона наиболее соответствует понятиям, используемым в зарубежной практике. Но необходимо отметить, что указанное письмо не учитывает последних изменений в законодательстве о ценных бумагах, носит рекомендательный характер и направлено лишь на применение Правил размещения страховых резервов. Таким образом, как видно из приведенных примеров, существующие в действующих нормативно - правовых актах понятия "опцион" ничуть не объясняют его суть и основные характеристики. Напротив, специалистам этот инструмент в основном знаком применительно к законодательству о приватизации, где опцион рассматривается в качестве одной из льгот для работников приватизируемого общества при приобретении его акций. Вообще, следует отметить, что во многом законодательство о приватизации внесло путаницу в понятия инструментов фондового рынка, что вызывало и вызывает многочисленные споры и злоупотребления при попытке восстановить точность в нормативно - правовом регулировании рынка ценных бумаг в России. Положительную роль сыграло принятое Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг Постановление от 9 января 1997 года N 1 "Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении Стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии" <*>. Данный документ устанавливает, что опционное свидетельство, являясь производной ценной бумагой, представляет собой именную ценную бумагу, которая закрепляет право ее владельца в сроки и на условиях, указанных в сертификате опционного свидетельства и решении о выпуске опционных свидетельств (для документарной формы выпуска) или решении о выпуске опционных свидетельств (для бездокументарной формы выпуска) на покупку или продажу ценных бумаг (базисного актива) эмитента опционных свидетельств или третьих лиц, отчет об итогах выпуска которых зарегистрирован до даты выпуска опционных свидетельств. -------------------------------- <*> Вестник ФКЦБ России. 1997. N 1.

Постановление, несомненно, позволяет легализовать применение опциона на рынке. При отсутствии законодательного регулирования именно Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг является государственным органом, разрабатывающим и утверждающим унифицированные стандарты и правила осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, торговли и иных операций с ценными бумагами, в том числе опционами и варрантами на ценные бумаги. Первоначально такие полномочия нашли свое закрепление в Положении о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 года N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации". Более подробно этот государственный орган и его правовой статус описаны в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг". Представляется, что именно Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и в дальнейшем придется заполнять пробелы в нормативно - правовом регулировании российского фондового рынка.

ОПЦИОНЫ, ИНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"

Несмотря на то, что в нормативно - правовых актах дано определение понятия опцион, следует выяснить, относится ли по российскому законодательству этот вид производных ценных бумаг к ценным бумагам или нет. Согласно статье 143 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень ценных бумаг не является закрытым. Вместе с тем, указывается, что отнесение документов к числу ценных бумаг может производиться только по прямому указанию закона. Таким образом, новые виды ценных бумаг могут появляться только в порядке, установленном законами о ценных бумагах, или по их прямому указанию. В силу того, что законами опцион не отнесен к ценным бумагам, он не может считаться ценной бумагой. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" не дает определения понятию "опцион", а проанализировав статьи 1 и 2, можно прийти к выводу: Закон не регулирует рынок опционов. Согласно статье 1 данным Законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Согласно же статье 2 эмиссионной ценной бумагой признается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: - закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; - размещается выпусками; - имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Мнение о том, что опцион обладает указанными признаками, можно оспорить. Во-первых, опцион действительно закрепляет совокупность имущественных (но без неимущественных) прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению, но не с соблюдением установленных законом формы и порядка, поскольку в отношении опционов такой закон отсутствует. Во-вторых, вряд ли следует согласиться с тем, что можно размещать опционы выпусками. Такое мнение основывается на возможности существования класса и серии опционов. Но классом признается совокупность всех опционов, в основе которых лежат одни и те же базовые акции. Серия представляет собой множество опционов из данного класса с одинаковыми ценами - страйк (представляющими собой установленные в контракте цены, по которым лицо, купившее опцион, имеет в дальнейшем право приобрести или продать акции в зависимости от того, что именно предусмотрено в контракте) и сроками жизни (представляющими собой сроки действия опционного контракта). Класс опционов постоянен, причем опционы на покупку и опционы на продажу образуют отдельные классы, но серии могут меняться в сторону увеличения или уменьшения, а будучи распроданными, могут исчезать и тому подобное. Следовательно, сами термины класс и серия не являются свидетельством размещения опционов выпусками. В-третьих, сомнительным представляется размещение опционов выпусками. Так, в случае выпуска одного опциона можно ли говорить об их выпуске? Многие подобные вопросы должны быть разрешены законодательно.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЦИОНОВ

Если все же признавать опцион в качестве производной ценной бумаги, то его налогообложение должно отличаться от налогообложения других видов ценных бумаг. Однако нетрудно заметить специфический подход налогового законодательства к опционам. Рассмотрим некоторые основные его особенности.

Налог на добавленную стоимость

Согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" <*> от НДС освобождаются операции, связанные с обращением ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других), за исключением брокерских и иных посреднических услуг. Несмотря на то, что перечень ценных бумаг является открытым, опцион (не характеризуясь ценной бумагой на законодательном уровне) не может входить в него по причинам, указанным выше. Следует отметить, что многие представители государственных налоговых органов также не признают опцион ценной бумагой. -------------------------------- <*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. N 52. Ст. 1871, 1873.

Налог на имущество

Согласно части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 года N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" <*> данным налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе. Таким образом, ценные бумаги, находящиеся на балансе предприятия, не включаются в предмет налогообложения. Что касается опциона, то даже не являясь ценной бумагой, он не подпадает под обложение данным налогом, исходя из положений Закона. -------------------------------- <*> Российская газета. 1993. 22 июня.

Налог на операции с ценными бумагами

Согласно статьям 1 и 2 Закона Российской Федерации от 12 декабря 1991 года N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" <*> плательщиками налога являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг, а объектом налогообложения - номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Этот налог следует уплачивать при выпуске ценных бумаг, для которых предусмотрена регистрация эмиссии. Применительно к опциону, если не признавать его ценной бумагой, то нельзя говорить об эмиссии ценной бумаги, а следовательно, нет оснований для налогообложения. В случае, если все же признавать опцион ценной бумагой, то налог будет взиматься в любом случае при выпуске, поскольку объектом налогообложения не является лишь номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, осуществляющего первичную эмиссию ценных бумаг, и номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, осуществляющего увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства Российской Федерации. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 43. Ст. 4011.

Налогообложение прибыли

При реализации опциона уплачивается налог на прибыль, которая будет выражаться в получаемой плательщиком налога опционной премии. Налогообложение осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" <*>. -------------------------------- <*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 11. Ст. 525.

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРИ ВЫПУСКЕ ОПЦИОНОВ

При осуществлении программы, связанной с выпуском опциона, основной риск - это отсутствие законодательного определения опциона и его основных признаков и характеристик, а также риск неоднозначной трактовки различными государственными регулирующими органами понятия опциона, механизма его действия и применимого законодательства к нему. Кроме того, открытым остается вопрос, как трактовать применимое к опционам налоговое законодательство, но это в большей мере зависит от налоговых органов. При отсутствии законодательства об опционах есть риск, что право, которое закрепляет опцион, останется нереализуемым (или никоим образом не обеспеченным), и тогда инвесторы смогут отказаться от приобретения опционов даже на очень привлекательные базисные активы. Более того, на нерегулируемых рынках (биржевом или внебиржевом) опционов возможны многочисленные злоупотребления. Существует и еще один довольно серьезный риск, возникающий как результат недостаточной законодательной характеристики, - возможность неправильного толкования опциона и применения его в различных отраслях права. Наиболее яркий пример - толкование опциона применительно к уголовно - правовым и административно - правовым отношениям. Так, в связи с развитием российского фондового рынка и экономики в целом новый Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ <*> уделил внимание таким разновидностям преступлений в сфере экономической деятельности, как злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (статья 185) и изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (статья 186). Например, в случае внесения в проспект эмиссии опционных свидетельств заведомо недостоверной информации или при изготовлении поддельных ценных бумаг возникает вопрос о том, является ли опционное свидетельство ценной бумагой или нет. От решения этого вопроса будет зависеть возможность квалификации совершенных деяний по статье 185 или 186 Уголовного кодекса. Несмотря на то, что аргументов достаточно как "за", так и "против", вряд ли можно с полной уверенностью ответить на него. Кроме того, возникает и вопрос об отнесении опционного свидетельства к имуществу и распространению на него иных составов преступлений, предусмотренных Уголовных кодексом. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Применительно к административно - правовым отношениям возникает та же проблема. Например, Закон города Москвы от 11 июня 1997 года "Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг" <*> устанавливает административную ответственность таких юридических лиц, как профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты ценных бумаг и инвесторы, за правонарушения на рынке ценных бумаг. Среди видов нарушений в сфере рынка ценных бумаг Законом предусмотрено нарушение эмитентом порядка эмиссии ценных бумаг, нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, совершение сделок с ценными бумагами с нарушением требований законодательства Российской Федерации. Ясно, что применение ответственности за указанные и иные виды правонарушений возможно только при совершении противоправного деяния в области ценных бумаг и с ценными бумагами. Возможно ли привлечение к ответственности, например, за совершение какой-либо сделки с опционом по данному Закону? -------------------------------- <*> Рынок ценных бумаг. 1997. N 16(103). С. 73.

В этой связи возникает уже иная проблема - нерешенные вопросы при применении уголовно - правовых и административно - правовых норм оказывают негативное воздействие на права, законные интересы граждан и организаций, а также гарантии их осуществления. Развитие российского фондового рынка связано с использованием на нем новых перспективных финансовых инструментов, таких как производные ценные бумаги. Прежде всего это подтолкнет к новым инвестициям в российские компании. Однако на сегодняшний день рынок опционов в Российской Федерации законодательно не урегулирован, что вызывает или может вызвать у инвесторов многочисленные споры о применимости имеющегося законодательства о ценных бумагах к опционам. При этом даже неважно, насколько российский опцион будет соответствовать опциону, обращающемуся на зарубежных рынках. Главное, чтобы он в полной мере соответствовал требованиям и потребностям развивающегося российского рынка.

Название документа