К вопросу о прекращении режима коммерческой тайны после открытия конкурсного производства
(Шубин Ю. П.) ("Ленинградский юридический журнал", 2013, N 1) Текст документаК ВОПРОСУ О ПРЕКРАЩЕНИИ РЕЖИМА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Ю. П. ШУБИН
Шубин Юрий Павлович, старший преподаватель кафедры государственного права Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург).
В статье рассматриваются проблемы прекращения режима коммерческой тайны в отношении сведений о финансовом состоянии должника после открытия конкурсного производства.
Ключевые слова: конфиденциальная информация, коммерческая тайна, должник, банкротство.
In the article problems of the termination of a mode of a trade secret concerning data on a financial condition of the debtor after bankruptcy are considered.
Key words: confidential information, trade secret, debtor, bankruptcy.
В соответствии со ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) при открытии конкурсного производства наступают определенные правовые последствия, при одном из которых сведения о финансовом состоянии должника уже не относятся к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. В действующем законодательстве России отсутствует единое понятие конфиденциальной информации, равно как и четкое определение ее структурного состава, что вызывает трудности в правоприменительной практике. Следует отметить и проблему, связанную с употреблением Законом термина "коммерческая тайна", на наш взгляд, не слишком удачным - из его формулировки может возникнуть ощущение о прекращении режима коммерческой тайны с момента открытия конкурсного производства. В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в зависимости от категории доступа информация подразделяется на общедоступную, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (так называемая информация ограниченного доступа). Специального закона, который устанавливал бы подобного рода ограничения, не существует, а нормы, регулирующие ограничения в отношении отдельных категорий сведений, включены в различные федеральные законы и даже подзаконные нормативные правовые акты, и естественно, не все из них касаются в содержательном плане финансового состояния субъектов права. Именно поэтому применение нормы ст. 126 Закона на практике и вызывает известные затруднения. Таким образом, вопрос о сведениях, носящих конфиденциальный характер и перестающих быть таковыми с открытием конкурсного производства, нуждается в уточнении. На наш взгляд, наиболее близкой по характеру сведений, относимых к конфиденциальным, будет в данном случае выступать информация, находящаяся в режиме: 1) налоговой тайны (ст. 102 Налогового кодекса РФ); 2) аудиторской тайны (ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"; 3) банковской тайны (ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"; 4) тайны страхования (ст. 946 Гражданского кодекса РФ). Подобная позиция находит свое выражение в арбитражной практике (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10 декабря 2010 г. N Ф03-8647/2010). Следует заметить, что порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной информации установлены также Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (далее - Указ), в соответствии с которым к конфиденциальной информации относятся: 1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях; 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; 3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна); 4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.); 5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами; 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них и некоторые другие. Из данного Перечня видно, что ни один из составов этих сведений (персональные данные, тайна следствия и судопроизводства, служебная тайна, профессиональная тайна, коммерческая тайна, сведения о сущности некоторых объектов промышленной собственности), за исключением сведений, находящихся в режиме коммерческой тайны, не подпадает под критерий сведений финансового характера и не представляет интереса в контексте рассматриваемой проблемы. Таким образом, коммерческая тайна является одним из видов конфиденциальной информации. Указ определяет ее как "сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами". Данное определение имеет отсылочный характер. Центральное место среди правовых источников, определяющих статус коммерческой тайны, занимает Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следует заметить, что в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" используется несколько иной подход - законодатель разделяет понятия "коммерческая тайна" и "информация, составляющая коммерческую тайну". Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 данного Закона коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальной информации, позволяющий ее обладателю при соответствующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При этом информацией, составляющей коммерческую тайну (секретом производства), признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. В свою очередь, под режимом коммерческой тайны понимаются введенные правообладателем меры по охране конфиденциальности такой информации. Представляется, что разделение понятий "коммерческая тайна" и "информация, составляющая коммерческую тайну" носит искусственный характер и не может считаться полезным с точки зрения практического применения. Кроме того, подобный подход противоречит ст. 139 ГК РФ. В юридической литературе по данному вопросу в подавляющем большинстве случаев используется именно термин "коммерческая тайна", иными словами, эти два термина используются не иначе как синонимы <1>. -------------------------------- <1> Пронин К. В. Защита коммерческой тайны. М.: ГроссМедиа, 2006. С. 31.
Итак, коммерческая тайна в гражданско-правовом смысле - это информация, имеющая реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, при отсутствии к ней свободного доступа на законном основании и принятии обладателем мер к охране ее конфиденциальности. Подобная информация является охраноспособной с точки зрения гражданского права, объем ее охраны определяется законом или договором. Открытие конкурсного производства на режим такой информации не влияет, и в случае ее разглашения обязанность возместить убытки ложится на лиц, незаконными методами получивших информацию, работников, нарушивших соответствующие запреты трудового договора (контракта), контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. После открытия же конкурсного производства перестают относиться к числу конфиденциальных исключительно сведения, касающиеся финансового состояния должника, и таким образом, исключительно только такие сведения утрачивают режим коммерческой тайны. Примечательно, что Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривал, что именно на этапе конкурсного производства осуществляется первая публикация, из которой можно сделать вывод об испытываемых должником финансовых сложностях (ранее любая информация о конкурсе не подлежала разглашению). В соответствии же с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" публикуются все сообщения о конкурсном процессе в отношении должника. При определении сведений, находящихся в режиме коммерческой тайны и касающихся финансового состояния должника, следует ориентироваться на локальный их перечень, который, как правило, содержится в положениях по защите сведений конфиденциального характера, утверждаемых руководителем организации должника. Однако на практике зачастую такой перечень отсутствует либо является "юридически примитивным", так как отличается "последовательной" неполнотой. На наш взгляд, ввиду изложенного, следует согласиться с мнением В. И. Кайнова о целесообразности закрепления в законе примерного перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне, которые с открытием конкурсного производства перестают быть таковыми <2>. -------------------------------- <2> Кайнов В. И., Кайнова Ю. В. Банковская тайна и банкротство: спорные моменты открытия информации // Банковское право. 2007. N 2.
------------------------------------------------------------------
Название документа