Коммерческие организации: сравнительная характеристика

(Косякова Н. И.) ("Право и экономика", N 5, 1998) Текст документа

КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Н. И. КОСЯКОВА

Косякова Наталия Ивановна Специалист в области гражданского права. Кандидат юридических наук, доцент. Родилась 2 января 1941 г. в Москве. Окончила ВЮЗИ в 1965 г. С 1965 г. - юрисконсульт МПО "Старт", с 1970 г. - аспирант ИГП АН СССР, с 1974 г. - мл. науч. сотрудник сектора хозяйственного права и проблем управления промышленностью ИГП АН СССР, с 1979 г. - ст. науч. сотрудник ВНИИ "Информэлектро", с 1982 г. по настоящее время - зав. кафедрой права Российского государственного гуманитарного университета. Основные труды: "Хозяйственный механизм производственных объединений в электротехнической промышленности (правовой механизм)", 1985; "Эффективность законодательства о производственном объединении в промышленности", 1981; "Права и ответственность", 1986; "Контракты в хозяйственной деятельности", 1991.

Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", принятый в 1990 году, положил начало процессу образования коммерческих организаций. С принятием в 1995 году части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) завершилось их организационно - правовое оформление. Согласно статье 50 ГК РФ к коммерческим организациям относятся полные товарищества, коммандитные товарищества (товарищества на вере), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. При таком разнообразии форм на практике трудно выбрать коммерческую организацию, так как они имеют много общего в правовом статусе и предоставляют почти равные возможности для осуществления предпринимательской деятельности.

В последние годы приняты Федеральные законы о правовом положении конкретных коммерческих организаций: "Об акционерных обществах", "О производственных кооперативах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Первое чтение в Государственной Думе прошел Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Пока же статус унитарных предприятий регулируется Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года "О реформе государственных предприятий", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства)", Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств". Разработка Закона о полном и коммандитном товариществах пока не планируется. Как показывает анализ гражданского законодательства и практики его применения, правовой статус коммерческих организаций урегулирован недостаточно, есть пробелы и противоречия в действующих нормах. Поэтому целесообразно дать их сравнительную правовую характеристику. В соответствии со статьей 50 ГК РФ все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Данное деление представляется не вполне удачным. Ограничительный перечень коммерческих организаций и неограниченность организационно - правовых форм некоммерческих организаций вызвали дискуссию. Оправданным ограничение организационно - правовых форм считает В. А. Рахмилович, поскольку это является необходимым условием устойчивости оборота <*>. Такое положение ориентирует на застой в правовом регулировании <**>. -------------------------------- <*> Рахмилович В. А. О достижениях и просчетах нового ГК РФ. // Государство и право. 1996. N 4. С. 117. <**> Лаптев В. В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. - М.: Юрист, 1996. С. 33.

Экономика страны бурно развивается, возникают новые отношения между хозяйственными обществами и товариществами, производственными кооперативами и другими организациями и возможность формирования новых организационно - правовых форм коммерческих организаций отрицать нельзя. К тому же не все перечисленные в статье 50 ГК РФ коммерческие организации являются таковыми. Поэтому, вероятно, можно пойти по пути выработки отличительных признаков коммерческой организации, как это сделано в отношении юридических лиц. Понятие "юридическое лицо" уже давно сложилось и четко закреплено в законе (ст. 48 ГК РФ). Организационно - правовая форма юридического лица - это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных <*>. -------------------------------- <*> Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право. Т. 1. - М.: Проспект, 1997.

Основополагающие признаки, характерные для коммерческой организации: - формирование имущества членами организации; - участие членов организации в управлении ею; - экономическая самоответственность за результаты деятельности организации. К этому можно добавить фирменное наименование организации <*>. -------------------------------- <*> Залесский В. В. Создание и деятельность коммерческих организаций. // Право и экономика. 1998. N 1.

Помимо названных ранее законов и нормативных актов (указов, постановлений) при анализе перечисленных признаков коммерческих организаций учитывалось и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 года "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах".

ФОРМИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ЧЛЕНАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Имущество коммерческой организации включает вклады ее участников, а также произведенные и приобретенные в процессе деятельности денежные и материальные ценности, которые, как правило, принадлежат организации на праве собственности. Основу имущественной обособленности этих организаций составляет уставный капитал (складочный капитал, паевой фонд и т. д.), определяющий минимальный размер ее средств и являющийся стартовым капиталом развития. Им гарантируются возможные требования кредиторов, определяются размеры долей участников.

Полные товарищества

Специфика правового положения полного товарищества предопределила формирование складочного капитала без определения в законодательстве его минимального размера, обеспечивающего требования кредиторов. Полные товарищества сами решают вопросы о размере имущества, необходимого им для осуществления предпринимательской деятельности, и размерах вкладов. Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада к моменту регистрации товарищества, оставшуюся часть вклада он должен внести в сроки, установленные учредительным договором. ГК РФ определил ответственность полного товарищества за несвоевременное внесение вклада: десять процентов годовых с невнесенной части вклада и обязанность возместить причиненные убытки товариществу. Однако в законодательстве не решен вопрос о последствиях для самого товарищества неисполнения обязательств о внесении вклада его участником. Вероятно, товарищество в таком случае обязано объявить об уменьшении складочного капитала и зарегистрировать это в соответствующем органе. Есть другой неблагоприятный вариант - самоликвидироваться. Гражданское законодательство содержит нормы о том, что при уменьшении зарегистрированного складочного капитала прибыль не распределяется между его участниками до восстановления его первоначального размера. Однако в соответствующих статьях ГК РФ о товариществах не указана возможность увеличения складочного капитала. Такое право должно принадлежать товариществу при условии хорошего финансового положения и полного формирования первоначального складочного капитала.

Коммандитные товарищества

При создании имущества коммандитного товарищества выявляются определенные особенности. Цель создания коммандитного товарищества - в личном участии полных товариществ в деятельности организации. Их вклады могут быть незначительными. Особая роль в формировании имущества принадлежит вкладчикам - коммандитистам, размер вкладов которых определяют полные товарищества с учетом задач предпринимательской деятельности. Коммандитисты не участвуют в управлении товариществом. Однако они имеют свои интересы "вхождения" в состав коммандитного товарищества. Для них это удобный способ вложения средств и получения соответствующей прибыли без непосредственного ведения дел организации. Имущество, созданное за счет вкладов участников полного и коммандитного товариществ, а также приращенный капитал в результате предпринимательской деятельности принадлежит им на праве собственности. Отсутствие специального нормативного акта о полных и коммандитных товариществах, регулирующего правовой режим их имущества, в частности состав и порядок формирования складочного капитала, ответственность за нарушение обязательств по внесению вкладов, о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками, гарантии прав полных товариществ от банкротства, затрудняет применение имеющихся в ГК РФ немногих норм о товариществах. Это отталкивает предпринимателей от данной организационно - правовой формы, и поэтому полные и коммандитные товарищества не нашли должного распространения в России. Принятие нормативного акта локального регулирования предусмотрено статьями ГК РФ о полных и коммандитных товариществах. Таким актом является Устав товарищества. Непосредственно сами участники данных организаций, до того как будет принят федеральный закон, могут решить вопросы, связанные с нормальным функционированием товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью

Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" не содержит норм о составе имущества общества. Из анализа норм Закона можно сделать вывод, что общество с ограниченной ответственностью формируется за счет долей его участников, предусмотренных уставом, прибыли, полученной в результате деятельности, в том числе от крупных сделок, и иных законных источников. Размер первоначального уставного капитала, как и в ЗАО, равен стократной величине минимальной оплаты труда в месяц на день регистрации ООО. Закон содержит много новелл по сравнению с соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации. Впервые участники ООО могут ограничить максимальный размер доли конкретных участников и соотношение долей в уставном капитале. Пункт 3 статьи 14 указывает, что такие ограничения не могут быть установлены в отношении отдельных участников общества. Остается неясным, каких конкретно участников ООО имеет в виду указанная императивная норма. Впервые установлен порядок привлечения к оценке номинальной стоимости надежного вклада независимого оценщика, если предполагаемая сумма составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда. При этом усилена ответственность вносящего неденежный вклад участника и независимого оценщика. Оба солидарно несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества в течение трех лет с момента государственной регистрации ООО или внесения изменений в устав общества. Учитывая, что ООО может испытывать потребность в дополнительных средствах, законодатель предусмотрел возможность фиксации в уставе положения о внесении участниками дополнительных вкладов. Однако не определены условия и причины, при которых возникает обязанность участников внести дополнительные средства. Такая необходимость может быть предусмотрена в уставе.

Акционерные общества

В отличие от хозяйственных товариществ минимальные размеры уставного капитала акционерных обществ четко определены Федеральным законом "Об акционерных обществах" (ст. 26), которые составляют для ОАО не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, а для ЗАО - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного на дату регистрации общества. Тем самым, в отличие от товариществ, акционеры заранее ограничивают свою ответственность по обязательствам общества только в пределах внесенных ими вкладов. Личное имущество акционеров не может в данном случае стать объектом для удовлетворения требований кредиторов, и последним приходится рассчитывать лишь на уставный капитал общества. Как правило, при формировании АО его учредители вносят минимальный размер уставного капитала, опасаясь за перспективу работы общества. Законодательство предоставляет акционерам возможность формировать окончательный размер уставного капитала в рассрочку. При регистрации АО любого типа следует оплатить не менее пятидесяти процентов уставного капитала. Оставшаяся часть должна быть внесена в течение года с момента регистрации. Таким образом, при выборе типа акционерного общества учредителям следует учесть наличие своих возможностей в формировании первоначальной финансовой базы. Интересен опыт формирования уставного (номинального) капитала корпораций США, где за 10 - 15 лет произошли существенные изменения в законодательном регулировании этих корпораций. Стабильная ситуация в экономике привела к тому, что возросла роль корпораций, особенно крупных, в экономической жизни страны. Так, с принятием в 1980 году дополнения к Примерному закону о предпринимательской корпорации (в редакции 1969 г.) последним было разрешено не определять при создании номинальный капитал, на который корпорация была обязана выпустить акции. Исчезла также обязанность устанавливать фиксированную номинальную цену на акцию, а также ответственность корпорации за выпуск акций ниже фиксированного минимума.

Производственные кооперативы

Федеральный закон "О производственных кооперативах" четко определяет состав имущества производственного кооператива (далее - ПК). Оно включает паевые взносы членов кооператива, прибыль от его деятельности, имущество, переданное в дар физическими и юридическими лицами, и иные источники в соответствии с законодательством. Основу имущественной базы составляет паевой фонд кооператива. Как и в хозяйственных товариществах, установление минимального размера паевого фонда отнесено к компетенции членов данного ПК. Это обстоятельство можно объяснить тем, что, как правило, такие кооперативы небольшие по числу работающих в нем членов и объемам работ. Члены ПК непосредственно определяют возможную для них минимальную сумму паевого фонда, размер пая, вносимого каждым участником, и порядок его внесения, ответственность за нарушение обязательств по внесению указанных взносов. Это должно найти отражение в уставе ПК. В отличие от иных коммерческих организаций законодатель представляет члену кооператива право внести к моменту государственной регистрации до десяти процентов паевого взноса, предусмотрев внесение оставшейся суммы в пределах года с момента регистрации ПК. В качестве паевого взноса в соответствии со статьей 10 Закона могут вноситься деньги, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права, а также земля, являющаяся объектом гражданско - правовых сделок в пределах, установленных законом о земле и природных ресурсах. Как известно, вакуум в правовой системе побудил ряд субъектов Российской Федерации действовать самостоятельно. Так, в Воронежской области 25 мая 1995 года принят Закон "О регулировании земельных отношений" с изменениями от 15 апреля 1996 года. В ноябре 1997 года в Саратовской области утвержден Закон "О земле", предусматривающий значительный оборот земли. В июне 1997 года в Москве вступил в силу Закон "Об основах платного землепользования". В дальнейшем с принятием федерального закона о земле будут внесены коррективы в нормативные акты субъектов Федерации.

Унитарные предприятия

Имущество, закрепляемое за государственным и муниципальным унитарным предприятием при их создании, формируется на базе государственной и муниципальной собственности. Минимальный размер уставного фонда, как и в ОАО, составляет 1000 минимальных месячных окладов заработной платы. В отличие от рассмотренных выше коммерческих организаций он должен быть оплачен полностью до их государственной регистрации. Это не вполне соответствует принципу равенства форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности. Унитарные предприятия ставятся в худшее положение, чем организации, основанные на частной собственности. Сформированное собственником - государством, муниципальным образованием имущество не принадлежит предприятию на праве собственности. Это не объединение средств нескольких лиц (физических, юридических), как это имеет место в других коммерческих организациях. В соответствии с законодательством оно обладает ограниченным вещным правом на закрепленное за ним имущество. Право хозяйственного ведения унитарного предприятия ограничивает его право распоряжения недвижимым имуществом, так как не может продавать, сдавать в аренду, передавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника. В отношении имущества государственного унитарного (казенного) предприятия, закрепленного за ним на праве оперативного управления, право распоряжаться данным имуществом еще уже. Собственник может в любое время изъять излишнее неиспользуемое либо используемое, с его точки зрения, не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Только готовую продукцию казенное предприятие может реализовать самостоятельно, но и здесь есть ограничение - иное может быть установлено законом или другими правовыми актами. Имущество унитарного предприятия характеризуется неделимостью на паи, вклады между работниками предприятия. Распределение доходов от хозяйственной деятельности также находится под контролем собственника имущества - государства, муниципального органа. При этом работники предприятия практически не заинтересованы в результатах своего труда.

УЧАСТИЕ ЧЛЕНОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ЕЮ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Предприниматель посредством органов управления участвует в принятии таких решений, как утверждение устава, ликвидация и реорганизация хозяйственных обществ и товариществ, назначение исполнительных органов, утверждение годовых отчетов и балансов, заключение крупных сделок и, что очень важно, распределение прибыли. Следует отметить, что участие в управлении коммерческой организацией осуществляется либо непосредственно участником организации, например, решая вопросы реорганизации и ликвидации общества на общем собрании, либо посредством выборных и назначаемых органов, таких как Совет директоров (наблюдательный совет), единоличные и коллегиальные исполнительные органы (Правление, Дирекция, Генеральный директор, директор). Нельзя согласиться с И. С. Шиткиной, полагающей, что управление акционерным обществом осуществляется его органами, а не просто акционерами. Тогда решения исходят исключительно от органов управления акционерного общества, а не от конкретных лиц, и соответственно акционеры могут осуществлять свои права на участие в управлении компанией только в рамках тех органов, куда они непосредственно входят <*>. -------------------------------- <*> Шиткина И. С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества. Комплект локальных нормативных актов. - М.: Фонд Правовая культура, 1997. С. 96.

Законами о коммерческих организациях предусматривается кворум участников общего собрания при принятии решений. Поэтому отрицание непосредственного участия в управлении коммерческой организацией конкретных участников не имеет под собой правовой основы. В статьях 71 и 84 ГК РФ о полном и коммандитном товариществах отмечается, что полными товариществами осуществляется управление по общему согласию всех товарищей. Предусмотрена также возможность принятия некоторых решений большинством голосов при условии определения перечня вопросов в учредительном договоре. Какие же органы управления возможны в полном и коммандитном товариществах, какова их компетенция, какие вопросы требуют единогласного решения - эти и многие другие вопросы оставлены Кодексом без ответа. Конечно, можно объяснить отсутствие органов управления в товариществах небольшим количеством участников, например в малом бизнесе. Тем не менее в ООО, где установлен минимум участников в количестве одного человека, и в ПК, с численностью не менее пяти человек, законодательством предусмотрены такие органы, как общее собрание, наблюдательный совет и так далее. Напрашивается вывод о необходимости восполнения указанных пробелов в правовом статусе товариществ. В обществе с ограниченной ответственностью существует, как правило, двухзвенная система управления: общее собрание и исполнительный орган. Уставом ООО может быть предусмотрено три звена. Вторым звеном является Совет директоров (наблюдательный совет). Высший орган общества - общее собрание его участников. Вызывает недоумение, что статья 33 соответствующего Закона, которая не предусматривает в качестве исключительной компетенции общего собрания (в отличие от ст. 91 ГК РФ) обязанность распределения убытков общества, что всегда являлось прерогативой высшего органа управления коммерческой организацией. Нечетко в Законе урегулированы взаимоотношения общества и управляющего, который, как правило, не является участником общества. Как должны строиться данные отношения? Следует ли заключить трудовой договор (контракт)? В этом случае отношения будут переведены в "русло" трудового права. Если же данные отношения гражданско - правовые, тогда какой договор следует заключать, ведь ГК РФ не предусматривает специальной нормы. Скорее всего это смешанный гражданско - трудовой договор. Федеральный закон "Об акционерных обществах" по сравнению с другими коммерческими организациями более полно урегулировал участие акционеров в органах управления акционерных обществ. Закон закрепил права владельцев обыкновенных акций участвовать в общем собрании с правом голоса по всем вопросам его компетенции, быть избранным в Совет директоров, участвовать в образовании исполнительного органа общества и досрочно прекращать его полномочия, быть генеральным директором общества. Акционеры, обладающие привилегированными акциями, как правило, не имеют права голоса на общем собрании, за исключением некоторых случаев. В акционерном обществе предусмотрена трехзвенная система управления АО: общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), который в обязательном порядке создается, если в обществе более 50 участников и исполнительный орган (единоличный и/или коллегиальный). В принятых законах и иных нормативных актах присутствуют бланкетные нормы, отсылающие решение конкретных вопросов к внутренним документам организации, разработка и принятие которых является обязательными для нее. Кроме того, гражданское законодательство не всегда достаточно полно регулирует возникшие новые правоотношения, что также вынуждает предпринимателей обращаться к локальному нормотворчеству. Поэтому назрела необходимость разработки правового механизма локального нормотворчества. Таким "подспорьем" может служить подготовка Министерством юстиции и Министерством экономики ряда модельных положений о порядке разработки и принятия в коммерческой организации локальных нормативных актов "О совете директоров" (наблюдательном совете), "О правлении (дирекции)", "О генеральном директоре (директоре)", "О ревизионной комиссии", "О внутреннем аудите", "О регламенте общего собрания". В производственном кооперативе участие пайщиков в управлении кооперативом достаточно широкое. Здесь существует, как и в АО, трехзвенная система управления: общее собрание, наблюдательный совет, правление и (или) председатель кооператива. В отличие от ООО и АО общее собрание производственного кооператива вправе рассмотреть любой вопрос, касающийся образования и деятельности кооператива и принять по нему решение. В государственных и муниципальных унитарных предприятиях отличие от хозяйственных товариществ и обществ, руководство их деятельностью осуществляется единоличным руководителем (директором), назначаемым собственником - государственным органом или органом местного самоуправления и подчиненным ему. Правительство или уполномоченные им органы исполнительной власти заключают с руководителем предприятия контракт, базирующийся на гражданском законодательстве. Вызывает сомнение, что данный контракт - это чисто хозяйственный договор, не предусмотренный ГК РФ. Скорее всего это смешанный гражданско - трудовой договор. Отсутствие Закона "Об унитарных предприятиях" дает возможность федеральным органам и органам местного самоуправления определять права и обязанности руководителя по управлению предприятием на их усмотрение. Типовым уставом казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидационного федерального государственного предприятия, и другими нормативными актами установлена жесткая отчетность руководителя предприятия и персональная ответственность за результаты хозяйственной деятельности вверенного ему предприятия. Действующее законодательство не содержит стимулов предпринимательской инициативы и риска. Так, распоряжением главы администрации г. Нижнего Тагила муниципальному предприятию "Надежда" было предписано выступить учредителем общества с ограниченной ответственностью "Нижнетагильская кредитная компания". Были выделены средства из местного бюджета для взноса унитарным предприятием в уставной капитал общества с ограниченной ответственностью. Прокурором города был принесен протест на указанное распоряжение, в мотивировочной части которого есть ссылка на статью 31 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В перечень полномочий органов местного самоуправления не входит принятие ими решений об учреждении муниципальными предприятиями других юридических лиц. Поэтому распоряжение главы администрации города является вмешательством в дела муниципального унитарного предприятия "Надежда" и нарушением законодательства. Прекращение членства в организации с выделом доли возможно в добровольном и принудительном порядке. В добровольном порядке можно выйти путем отчуждения (продажи, оставления в наследство или иным образом передачи) доли, вклада, акций, пая другим участникам коммерческой организации либо третьим лицам. В принудительном порядке выход из организации возможен в случае: смерти, исключения из состава участников, признания участника в судебном порядке недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим и так далее. Однако такие случаи достаточно редки. Во всех перечисленных вариантах выхода обязателен выдел доли участника из состава имущества организации в материальном либо денежном выражении. В зависимости от организационно - правовой формы коммерческой организации законодательство закрепляет особенности выдела доли, пая, вклада. Анализ имеющихся статей ГК РФ, регулирующих правовой статус полного товарищества, приводит к выводу о недостаточности разработки правового механизма выхода участника из товарищества и выдела ему доли из складочного капитала. Во-первых, предусматривая возможность участника предупреждать товарищество о выходе, законодатель не дает ответа на вопрос, кто принимает решение о том, является ли причина отказа сотрудничать уважительной, каковы последствия признания причины неуважительной. Во-вторых, участнику, выбывшему из товарищества, выплачивается стоимость части имущества, соответствующей его доле в складочном капитале, а по соглашению с ним возможна выдача имущества в натуре. При этом доли других участников уменьшаются. Какова процедура осуществления такой передачи? В-третьих, участник товарищества по законодательству вправе передать свою долю или ее часть в складочном капитале другому участнику товарищества либо третьему лицу при условии согласия всех членов товарищества. А если согласие не достигнуто? Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" по сравнению с ГК РФ значительно расширил рамки прекращения членства в ООО с выделом доли выходящему участнику. Возможны два варианта добровольного выбытия из общества и четыре случая принудительного выхода из общества. Преимуществом акционерного общества по сравнению с иными коммерческими организациями является выпуск акций на внесенный акционером вклад, который, как правило, не возвращается. Выход из АО в зависимости от закрытого или открытого типа возможен только путем переуступки акций другим акционерам общества и другим лицам. Именно эта особенность выхода позволяет АО свободно распоряжаться своим капиталом, не опасаясь того, что часть его придется при малейшем ухудшении конъюнктуры возвращать акционерам, и это обстоятельство обеспечивает жизнеспособность и стабильность финансового положения данного общества. В кооперативе согласно Федеральному закону "О производственном кооперативе" предусмотрены два вида случаев прекращения членства - добровольный и принудительный (исключение из кооператива). При выходе из производственного кооператива выбывающему участнику выделяется пай из имущества организации. При добровольном выходе из кооператива установлен жесткий срок - 2 недели. Член кооператива по общему правилу вправе передать свой пай другому члену кооператива. Порядок передачи пая регулируется уставом кооператива. При передаче пая третьим лицам требуется согласие общего собрания кооператива. Возникает вопрос: а если нет такого согласия? В отличие от рассмотренных выше коммерческих организаций имущество государственного и муниципального унитарного предприятия принадлежит собственнику - учредителю (РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию) целиком без деления имущества (или его части) на доли между работниками. Таким образом, не может идти речь о наличии какого-либо права собственности наемных работников или иных лиц на имущество государственных и муниципальных предприятий. Поэтому увольнение работника с предприятия не влечет выдела ему доли. Его отношения с предприятием регулируются на основе трудового законодательства.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ВАЖНЕЙШИЙ ПРИЗНАК КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Экономическая ответственность наступает в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств организацией, в том числе и самим участником личных обязательств перед кредиторами. В зависимости от организационно - правовой формы коммерческой организации ее участники (кроме унитарного предприятия) несут ответственность как всем своим имуществом, так и в пределах доли, пая. Подобно другим коммерческим организациям прибыль и убытки в полном товариществе распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Однако в учредительном договоре и специальном соглашении может быть предусмотрен и иной порядок такого распределения. Главное - это солидарная, субсидиарная ответственность участников товарищества по его долгам. Экономическая самоответственность в коммандитном товариществе за невыполнение товариществом обязательства возложена на полных товарищей, исключая ответственность коммандитистов. Они несут лишь риск потери вклада. В связи с недостаточной урегулированностью в ГК РФ экономической самоответственности товарищей и в полном, и коммандитном товариществах и отсутствием специального закона о данных коммерческих организациях можно заполнить образовавшийся правовой вакуум экономической самоответственностью с помощью локального нормотворчества. Ответственность участников общества с ограниченной ответственностью определена рамками названного закона. Они не отвечают по обязательствам ООО и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Расширены по сравнению с Гражданским кодексом Российской Федерации рамки ответственности лиц, занимающих руководящие должности в органах управления обществом за их виновные действия (бездействие). Введены новеллы, усиливающие ответственность участников общества за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств. Прежде всего ответственность (солидарная) учредителей общества по обязательствам, связанным с учреждением ООО, возникшим до его государственной регистрации. Общество может возложить на себя ответственность по обязательствам учредителей, если есть последующее одобрение их действий общим собранием ООО. До принятия закона эти вопросы решались в учредительных договорах по усмотрению учредителей. Ответственность в акционерном обществе имеет свои особенности. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск, связанный с их деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Все требования кредиторов к обществу удовлетворяются за счет имущества последнего, и только в двух случаях по обязательствам общества акционеры привлекаются к ответственности: акционеры, не полностью оплатившие акции, отвечают солидарно с обществом в пределах неоплаченной части стоимости их акций; при наступлении несостоятельности (банкротства) общества по вине акционеров, занимающих руководящие должности, имеющих право и возможность влиять на принятие решений общества, имеющие контрольный пакет акций, последние субсидиарно отвечают с обществом. Государственные и муниципальные унитарные предприятия оказались в правовом вакууме, который заполнен широкими властными полномочиями органов собственника. Сравнение признаков разных коммерческих организаций позволяет увидеть как очевидный прогресс в регулировании их статуса, так и пробелы и противоречия.

Название документа