В октябре 2013 г. российская организация заключила дистанционный трудовой договор с гражданином Украины, который постоянно проживает на территории Республики Крым и выполняет свою трудовую функцию по месту жительства (не является налоговым резидентом). Организация не удерживала с заработка работника НДФЛ

18 марта Республика Крым присоединена к Российской Федерации. Означает ли это, что после присоединения организация должна удерживать с дохода работника НДФЛ, поскольку работник стал гражданином РФ? Если да, то с какого момента нужно начинать удерживать налог?

Ответ: После присоединения Республики Крым к Российской Федерации организация должна удерживать с дохода работника, работающего по дистанционному трудовому договору, НДФЛ в случае приобретения им статуса налогового резидента РФ. Начать удерживать налог следует с доходов за март 2014 г. При этом если работник до 18 апреля 2014 г. заявил о сохранении ему украинского гражданства и сохранил статус нерезидента, то организация по-прежнему может не удерживать с его доходов НДФЛ.

Обоснование: В случае если иностранный работник трудится за рубежом, то его вознаграждение по трудовому договору относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208 Налогового кодекса РФ, Письмо Минфина России от 21.10.2013 N 03-04-06/43787).

Получается, что порядок уплаты налогов с доходов определяется законодательством той страны, на территории которой работает дистанционный работник, не являющийся резидентом. Следовательно, организация, на наш взгляд, обоснованно не удерживала НДФЛ с доходов дистанционного работника (который не является гражданином РФ и выполняет работу за пределами РФ).

Однако согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18.03.2014) с этой даты Республика Крым считается принятой в РФ и на территории Республики Крым действуют законодательные и иные нормативные правовые акты РФ (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Договора).

Также по общему правилу с 18 марта 2014 г. жители Крыма и г. Севастополя приравниваются к гражданам РФ. Однако до 18 апреля 2014 г. работник имел право подать заявление с просьбой сохранить ему украинское гражданство взамен гражданства РФ (ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").

Согласно Положению об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденному Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 (направлено Письмом ФНС России от 16.04.2014 N ГД-4-3/7267@), независимо от времени фактического нахождения в Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих 18 марта 2014 г., налоговыми резидентами РФ на указанную дату и до 1 января 2015 г. признаются все физические лица, имевшие постоянное место жительства в Автономной Республике Крым (Республике Крым) и оставшиеся на постоянное жительство в Российской Федерации.

Следовательно, по состоянию на 18 марта 2014 г. работник организации может рассматриваться как налоговый резидент.

Датой получения дохода в виде заработной платы считается последний день месяца (п. 2 ст. 223 НК РФ). По состоянию на 31 марта 2014 г. Республика Крым уже стала частью РФ. Следовательно, с доходов работника при приобретении им статуса налогового резидента за март 2014 г. НДФЛ следует удержать по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Если же работник до 18 апреля 2014 г. заявил о сохранении ему украинского гражданства и сохранил статус нерезидента, то организация, на наш взгляд, по-прежнему может не удерживать с его доходов НДФЛ.

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

06.06.2014