Лицо, имеющее свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, в ноябре 2005 г. реализовало произведенные им нефтепродукты на экспорт на территорию Республики Беларусь. День сбора документов, определенных в п. 2 разд. II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, обосновывающих освобождение налогоплательщика от уплаты акцизов по этому экспорту, приходится на налоговый период, в котором истекают 90 дней, установленные п. 3 разд. II Положения, а именно 05.02.2006. Указанные документы представлены налогоплательщиком 25.02.2006 одновременно с декларацией по акцизам на нефтепродукты за декабрь 2005 г. Следует ли рассматривать представление этих документов с задержкой на 20 дней как нарушение установленных Положением сроков их представления в налоговый орган?

Ответ: В соответствии с положениями ст. 2 Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение) налогоплательщики освобождаются от уплаты акцизов при экспорте подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь при условии документального подтверждения факта этого экспорта.

Порядок взимания акцизов при экспорте подакцизных товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющимся неотъемлемой частью названного Соглашения.

Согласно нормам разд. II указанного Положения правомерность освобождения от уплаты акцизов по товарам, вывозимым на экспорт в Республику Беларусь, подтверждается документами, которые в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) этих товаров должны быть представлены в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией.

При этом поскольку разд. II вышеназванного Положения не содержит норм, регламентирующих порядок и сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций по акцизам (в том числе на нефтепродукты) и уплаты начисленных сумм в бюджет, применяются нормы, установленные гл. 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Положениями п. 5 ст. 204 гл. 22 "Акцизы" Налогового кодекса установлено, что налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, представляют в налоговые органы декларацию в срок не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с установленным гл. 22 "Акцизы" Налогового кодекса порядком обложения акцизами нефтепродуктов имеющий свидетельство налогоплательщик начисляет акциз на весь объем полученных (приобретенных) нефтепродуктов, в том числе и на тот, который затем будет реализован на экспорт в Республику Беларусь. При этом положениями п. 2 ст. 195 Налогового кодекса дата получения (приобретения в собственность, оприходования) нефтепродуктов и, соответственно, момент возникновения у лица, имеющего свидетельство на их оптовую реализацию, обязанности начислить по полученным объемам акциз определена как день совершения соответствующей операции.

Так, согласно положениям абз. 2 п. 23 Порядка заполнения декларации по акцизам на нефтепродукты (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 168н "Об утверждении форм Налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением нефтепродуктов и табачных изделий, Налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты и порядков их заполнения и о внесении изменений в Приказ Минфина России от 3 марта 2005 г. N 32н "Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и порядков их заполнения", все объемы нефтепродуктов по каждой совершенной с ними операции, являющейся объектом налогообложения, учитываются при расчете налоговой базы в таблице 2.1 "Расчет налоговой базы по операциям, совершаемым на территории Российской Федерации" разд. 2 названной декларации.

Таким образом, налоговая база по нефтепродуктам определяется еще до момента их фактической реализации на экспорт (и, соответственно, задолго до момента представления подтверждающих этот экспорт документов) и отражается в декларации по акцизам на нефтепродукты (далее - декларация), представляемой за тот налоговый период, в котором у налогоплательщика в связи с получением этих нефтепродуктов возник объект налогообложения по акцизу.

При этом сумма акциза, начисленная по полученным нефтепродуктам, реализованным в отчетном налоговом периоде (в рассматриваемом случае - в ноябре 2005 г.) в Республику Беларусь, отражается в п. 13 таблицы 2.2 декларации и согласно положениям абз. 7 п. 24 Порядка учитывается в общей сумме акциза, подлежащей вычету при расчете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет.

В результате в целях определения обоснованности освобождения от уплаты акцизов по нефтепродуктам, реализованным в Республику Беларусь (т. е. произведенного налогоплательщиком уменьшения начисленной в указанной декларации суммы акциза на сумму акциза, начисленную по экспортированным нефтепродуктам), налоговый орган сопоставляет отраженные в этой декларации (в рассматриваемом случае - за ноябрь 2005 г.) объемы реализованных в Республику Беларусь нефтепродуктов и начисленную по ним сумму акциза с соответствующими данными в представленных впоследствии документах, подтверждающих факт этого экспорта.

Следовательно, за какой именно период представляется декларация, одновременно с которой в налоговый орган представляются указанные документы, значения не имеет, поскольку эта декларация не содержит показателей, сопоставимых с указанными в этих документах данными о реализации нефтепродуктов в Республику Беларусь.

Учитывая изложенное, а также то, что положениями абз. 1 п. 2 разд. II Положения не регламентируется, за какой налоговый период должна представляться декларация, вместе с которой представляются документы, подтверждающие факт экспорта товаров в Республику Беларусь, представление налогоплательщиком собранного пакета этих документов в том налоговом периоде, в котором истекает установленный вышеназванным Положением срок их представления, одновременно с декларацией, представляемой в этом же налоговом периоде (в сроки, установленные нормами ст. 204 Налогового кодекса), полностью правомерно и не является нарушением установленных указанным Положением требований к порядку обоснования освобождения от уплаты акцизов товаров, вывозимых на экспорт в Республику Беларусь с территории Российской Федерации.

Таким образом, если установленный вышеназванным Положением срок представления документов, подтверждающих факт экспорта в ноябре 2005 г. в Республику Беларусь подакцизных нефтепродуктов, истекает в феврале 2006 г., то налогоплательщик, имеющий только свидетельство на оптовую реализацию, вправе представить эти документы одновременно с декларацией по акцизам на нефтепродукты за декабрь 2005 г., представляемой в установленные законодательством сроки (т. е. не позднее 25 февраля).

И. А.Давыдова

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

24.10.2006