В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган установил, что организация включала в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, суммы оплаты труда работникам, сохраненные на период ежегодного отпуска. При этом было установлено, что предоставление отпусков не оформлялось по соответствующим унифицированным формам первичной учетной документации (форма N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику", форма N Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику"). В связи с этим налоговый орган не принял в целях налогообложения прибыли суммы расходов по оплате труда работникам, сохраненные на период ежегодного отпуска. Налогоплательщику начислены налог на прибыль, штрафные санкции и пеня. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: В соответствии со ст. 114 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Пунктом 7 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся в том числе расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в том числе:

- форма N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику";

- форма N Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику".

При отсутствии указанных унифицированных форм первичной учетной документации организация не вправе учитывать суммы расходов по оплате труда работникам, сохраненные на период ежегодного отпуска, так как не выполняется критерий документальной подтвержденности расходов, установленный п. 1 ст. 252 НК РФ.

Действия налогового органа по начислению налога на прибыль, штрафных санкций и пеней в указанной ситуации являются правомерными.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

16.10.2006