Вправе ли организация - эксплуатант воздушных судов учитывать в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с обеспечением экипажей эксплуатируемых ею воздушных судов бесплатным питанием либо заменой питания компенсацией?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 13 октября 2006 г. N 21-11/90322
Расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в пределах норм, утвержденных Правительством РФ.
Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 861 "О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов" (далее - Постановление) утверждены рационы питания экипажей указанных судов.
Рацион питания экипажей воздушных судов определен исходя из нормы продуктов в граммах на человека в сутки.
Стоимость питания определяется исходя из норм потребления продуктов и фактической стоимости их приобретения.
На основании Постановления порядок обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов определяется Министерством транспорта РФ.
Согласно Приказу Минтранса России от 30.09.2002 N 122 "О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов" экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств обеспечиваются эксплуатантом бесплатным питанием.
Питание предоставляется экипажу воздушного судна в зависимости от продолжительности рабочего времени при выполнении полетного задания, при нахождении экипажей воздушных судов в резерве, на дежурствах (поисковые и аварийно-спасательные работы, санитарные задания, лесоохрана), а также при ожидании вылета во внебазовых аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках) с целью продолжения выполнения полетного задания, при выполнении внеплановых посадок и задержек вылета во внебазовых аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках), не предусмотренных полетным заданием.
При организации питания в специализированных учреждениях общественного питания в базовых аэропортах эксплуатантом обеспечиваются рацион питания, составление меню-раскладок, учет пищевой ценности и калькуляция блюд.
На основании ст. 275.1 НК РФ под специализированной организацией общественного питания следует понимать организацию, для которой оказание услуг общественного питания является основной деятельностью.
При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине отсутствия специализированных организаций общественного питания допускается возмещение расходов на питание членам экипажа.
Таким образом, возмещение расходов на питание (выплата денежной компенсации) во внебазовых аэропортах предусмотрено только в оговоренных законодательством случаях. При этом размер компенсации, учитываемой в целях налогообложения прибыли, не должен превышать стоимостного выражения законодательно установленной нормы питания исходя из фактической продолжительности рабочего времени, а стоимостная оценка компенсации должна быть экономически обоснованна.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник РФ
2 класса
С. Х.АМИНЕВ
13.10.2006