Вправе ли лицензирующий орган приостановить действие лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, если лицензионная деятельность осуществляется без государственной регистрации наименований алкогольной продукции?

Ответ: Основания приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определены в п. 1 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон).

В соответствии с указанной нормой права одним из оснований приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может выступать невыполнение требований лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.

Перечень лицензионных условий в Законе отсутствует. В то же время в ст. 1 Закона указано, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Действие Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным Законом, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции.

С учетом изложенного представляется, что под лицензионными требованиями и условиями следует понимать требования (условия), установленные Законом.

Законом установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 874 введена государственная регистрация этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции, спиртосодержащих отходов, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке, а также парфюмерно-косметической продукции, в том числе ввозимой на территорию Российской Федерации, изготовляемой с применением этилового спирта из пищевого сырья, предназначенных для оборота на товарном и потребительском рынках.

В п. 1 указанного Постановления определено, что государственную регистрацию этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции, спиртосодержащих отходов, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке, а также парфюмерно-косметической продукции, в том числе ввозимой на территорию Российской Федерации, изготовляемой с применением этилового спирта из пищевого сырья, организует и проводит Минсельхоз за счет средств заявителя по ценам, регулируемым Минсельхозом по согласованию с Минэкономики в установленном ими порядке.

Таким образом, законодательством установлена обязательность государственной регистрации указанных видов продукции.

В случае невыполнения данного требования лицензирующий орган вправе вынести предписание об устранении нарушений условий действия лицензии, при невыполнении которого приостановить действие лицензии на основании п. 1 ст. 20 Закона.

И. Б.Королева

Фонд системного анализа

и социально-экономического

проектирования

13.10.2006