О применении ставок по земельному налогу, установленных представительными органами муниципальных образований, при расчете цены выкупа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 10 октября 2006 г. N 03-06-02-02/126
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу о порядке применения налоговой ставки при расчете цены выкупа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для собственников зданий и сооружений, расположенных на этих земельных участках, сообщает следующее. Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определен ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). В частности, п. 1 ст. 36 Земельного кодекса установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами. Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) определено, что цена выкупа земельного участка устанавливается субъектами Российской Федерации в кратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В настоящее время земельный налог уплачивается в порядке, определенном гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). В частности, порядок установления размеров налоговых ставок по земельному налогу определен ст. 394 Налогового кодекса, а именно, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать установленных в данной статье пределов. Пунктом 1 ст. 53 Налогового кодекса определено, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса. Таким образом, полагаем, что правовая коллизия норм Федерального закона N 137-ФЗ и гл. 31 Налогового кодекса может быть устранена путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон N 137-ФЗ. Одновременно отмечаем, что Правительством Российской Федерации внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", предусматривающий внесение изменений в ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ, согласно которым цена за выкупаемый земельный участок устанавливается в процентах от его кадастровой стоимости. При этом, по мнению Минфина России, в настоящее время отсутствуют правовые основания для неприменения п. 2 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ. Учитывая, что с 1 января 2006 г. взимание земельного налога осуществляется повсеместно на территории Российской Федерации в соответствии с гл. 31 Налогового кодекса, основанием для применения положений п. 2 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ являются ставки земельного налога, установленные представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М. А.МОТОРИН 10.10.2006