Договор возмездного оказания услуг
(Кабалкин А.)
("Российская юстиция", NN 3, 4, 1998)
Текст документа
ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
А. КАБАЛКИН
А. Кабалкин, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.
Договор возмездного оказания услуг занимает в ГК РФ своеобразное место среди наиболее значимых нововведений раздела IV "Отдельные виды обязательств". По этому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется их оплатить.
Выделение в системе гражданско - правовых соглашений названного типа договора осуществлено у нас впервые. В ГК РСФСР 1922 года и 1964 года, как и в союзных Основах гражданского законодательства 1961 года и 1991 года, подобный договор отсутствовал. Вместе с тем следует иметь в виду, что категория услуг получила достаточно широкое закрепление в части первой действующего Гражданского кодекса, что не могло не отразиться на содержании части второй. Достаточно сослаться на ст. 2, где в понятие предпринимательской деятельности включен тезис об оказании услуг лицами, ее осуществляющими.
Вслед за регламентацией соответствующих договорных отношений в главе 39 в Кодексе есть немало и других глав, нормы которых также регулируют различные виды услуг. Небезынтересно отметить, что упомянутой главе предшествует нормативный материал об отношениях сугубо подрядного типа и в ней предусматривается возможность применения к договорам возмездного оказания услуг ряда положений о подряде.
Из названий и содержания статей гл. 39 видно, что включенные в нее нормы носят преимущественно общий и в значительной степени императивный характер. Они призваны регулировать обширный, но вовсе не ограниченный спектр услуг. Корни этого явления уходят в классическое римское право, которому был известен договор найма услуг (locatio-conductio operarum). По такому договору одна сторона (нанявшийся) принимала на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны (нанимателя) определенные услуги, а наниматель принимал на себя обязательство платить за эти услуги условленное вознаграждение. В отличие от locatio conductio operis, имевшего целью предоставление подрядчиком готового результата работы, договор найма услуг имел своим предметом выполнение отдельных услуг по указанию нанявшегося (см.: Новицкий И. Б. Римское право. М., 1993. С. 189).
В определении договора возмездного оказания услуг, предусмотренного ГК РФ, раскрывается (путем включения в скобки) смысл словосочетания "оказать услуги". Для этого закон привлекает такие связанные между собой слова, как "совершить определенные действия" или "осуществить определенную деятельность". Подобный прием, видимо, обусловлен необходимостью разъяснить недостаточно ясно выраженную начальную часть текста п. 1 данной статьи, в которой вслед за названием договора повторно использованы слова "оказать услуги".
Иной, более узкий, но также не вполне определенный смысл придает услугам Федеральный закон от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (СЗ РФ. 1995. N 42 Ст. 3923). В нем это понятие представлено лишь как предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
Характеризуя содержание договора возмездного оказания услуг, некоторые авторы признают главным его признаком отсутствие вещественной формы оказываемых услуг. Между тем столь категорическое утверждение не согласуется с существом ряда отношений, упоминаемых в п. 2 ст. 779. Так, многие договоры оказания услуг связи заключаются по поводу отправления писем, бандеролей, посылок. Одним из условий договора туристического обслуживания чаще всего является предоставление определенных транспортных средств. Число примеров можно увеличить за счет иных отношений (например, оказание многих видов медицинских услуг).
В п. 2 ст. 779 приведен примерный перечень договоров, которые подпадают под действие правил настоящей статьи. Это договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных. Однако выявить какую-либо закономерность в последовательности их расположения едва ли возможно. Наряду с этим следует подчеркнуть, что здесь же названы порядковые номера одиннадцати глав, предусматривающих услуги, на которые упомянутые правила на распространяются. Среди последних главы 37 и 38, соответственно посвященные договорам, которые направлены исключительно на выполнение работ различного характера.
Анализируя текст ст. 779, можно сделать вывод, что ко всем названным видам договора возмездного оказания услуг применяются прежде всего правила данной статьи. Наряду с этим каждый из них в той или иной степени получил закрепление и в соответствующих текущих законах, а также иных специальных нормативных актах.
Федеральный закон "О связи" от 15 февраля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 600) устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации. Закон определяет не только полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, но также права и обязанности физических и юридических лиц, которые участвуют в указанной деятельности или пользуются услугами связи. Под такими услугами понимается продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи. В особых главах этого закона закрепляются права пользователей связи, ответственность при осуществлении деятельности в области связи.
Несколько позднее - 8 августа 1995 г. - был принят Федеральный закон "О почтовой связи" (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3334). В его преамбуле наряду с наиболее общими положениями говорится, что он регулирует правоотношения, возникающие между организациями почтовой связи и пользователями услуг данного вида связи.
Остановимся на договорных услугах почтовой связи. В Законе записан тезис о том, что тарифы на услуги, предоставляемые организациями почтовой связи, устанавливаются на договорной основе. К сожалению, этот тезис выглядит декларативным.
В главе "Права пользователей услуг почтовой связи" выделено положение об их защите настоящим Законом, Законом "О связи", гражданским законодательством РФ, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Закон "О почтовой связи" детально регламентирует ответственность при осуществлении деятельности в этой сфере. Организации связи несут имущественную ответственность перед пользователями услуг за утрату, порчу, недоставку или задержку доставки почтовых отправлений, за несоблюдение тайны связи, повлекшие за собой причинение ущерба пользователю. Размер и порядок такой ответственности определяются законодательством РФ. Организации федеральной службы почтовой связи имеют право изымать почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, а также уничтожать или разрешать уничтожать почтовые отправления, содержимое которых создает опасность здоровью и жизни работников организаций почтовой связи или третьих лиц при условии, что эту опасность нельзя устранить иным путем.
Закон "Об образовании" (с изменениями и дополнениями, принятыми 13 января 1996 г. - СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150) предусматривает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в частности, организационно - правовая форма образовательного учреждения, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ.
Названный Закон особо выделяет платные дополнительные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений и платную образовательную деятельность негосударственного образовательного учреждения. В первом случае названные учреждения вправе оказывать населению и различным организациям платные дополнительные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими программами и государственными стандартами. Во втором случае учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регламентируются договором, устанавливающим уровень образования, сроки обучения, иные условия.
Нормативно - правовая база туризма определяется принятым 4 октября 1996 г. Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491). Он закрепляет в первую очередь принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка Российской Федерации. Тем не менее ни во введении, ни по тексту Федерального закона не упоминается Гражданский кодекс РФ, что повлекло за собой наличие в нем ряда нечетких и даже противоречивых положений. Так, в ст. 1 в качестве одного из важнейших понятий дается понятие тура как комплекса услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, а также услуг гидов - переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия. Вместе с тем в ст. 6 к правам туриста отнесены требования возмещения убытков и компенсации морального вреда "в случае невыполнения условий договора розничной купли - продажи туристского продукта (далее - договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Тем самым правовой формой услуг по туристическому обслуживанию в упомянутом Законе признается не что иное, как договор розничной купли - продажи. Но это не только не отвечает сущности последнего и самой туристской деятельности, но и фактически искажает соотношение названных категорий.
Отдельным услугам, названным в п. 2 ст. 779, посвящены также подзаконные акты, содержащие нормы гражданского права.
Исходя из необходимости безотлагательного установления правовых основ вневедомственного финансового контроля, Указом Президента РФ 22 декабря 1993 г. были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (СЗ РФ. 1993. N 52. Ст. 5069). Согласно этому акту аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно - расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы вправе заниматься соответствующей деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление. Это может быть аудит: банковский, страховых организаций, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, общий аудит (аудит иных экономических субъектов).
Временные правила, действующие уже более четырех лет и потому фактически лишенные элемента ограниченности каким-либо сроком, предусматривают основные права и обязанности сторон по договору оказания аудиторских услуг. Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны неукоснительно соблюдать требования законодательства, немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку, необходимые сведения. Проверяемый экономический субъект вправе получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения проверки, правах и обязанностях сторон. В случае обнаружения неквалифицированного проведения проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора по решению суда могут быть взысканы: понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки; штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета.
Некоторые из перечисленных в п. 2 ст. 779 ГК услуг регламентируют специальные постановления Правительства Российской Федерации. Одним из них - от 9 июля 1994 г. - утверждены Правила оказания ветеринарных услуг (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 152), разработанные в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей". В Правилах, в частности, указано, что услуги оказываются на основе заключения договора, оформления абонементного обслуживания или путем выдачи жетона, талона, кассового чека, квитанции (что также свидетельствует о заключении договора). К обязанностям исполнителя отнесено предоставление образцов, типовых договоров и других документов, удостоверяющих исполнение и оплату услуг. В Правилах закреплен и ряд других обязанностей, последствия их нарушения, а также права сторон.
В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" Правительством РФ 15 августа 1997 г. утверждены Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3979). Они распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания услуг.
Применительно к последнему формулируются особенно подробные сведения, касающиеся информации об услугах, порядке приема и оформления заказов. Достаточно полно представлены права и обязанности сторон по договору. Оплатить оказанную исполнителем услугу потребитель обязан в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. При этом цена услуги не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами. В свою очередь, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой должно отвечать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к услугам определенного рода. Если требования к услугам предусмотрены федеральным законом, иными правовыми актами РФ, качество услуг должно отвечать этим последним. Услуга оказывается в сроки, предусмотренные договором. Потребитель вправе отказаться от исполнения при условии оплаты исполнителю фактически понесенных последним расходов.
Правила бытового обслуживания населения выделяют особый раздел "Ответственность исполнителя". В нем провозглашается, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и договором.
Вслед за этим общим положением установлено, что требования могут быть предъявлены потребителем при обнаружении недостатков оказанной услуги, если это не противоречит особенностям предмета заключенного договора. Требования предъявляются, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока. Если такой срок не установлен, требования могут быть предъявлены при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах 6 месяцев со дня оказания услуги. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок менее 6 месяцев и недостатки обнаружены по его истечении, но в пределах 6 месяцев со дня принятия услуги, исполнитель несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки возникли до оказания услуги или по причинам, возникшим до этого момента.
Отрицательные для исполнителя четыре вида последствий могут также наступить, если исполнитель своевременно не приступил к оказанию услуги или во время ее оказания стало очевидным, что услуга не будет осуществлена в срок, а также если оказание услуги просрочено. Потребитель имеет право также на полное возмещение убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания услуги. Более того, за нарушение сроков начала и (или) окончания оказания услуг исполнитель обязан уплатить потребителю за каждый день просрочки (час, если срок определен в часах) неустойку в размере 3% цены оказания услуги.
Особо урегулирована ситуация, когда исполнитель предоставил для оказания услуги недоброкачественный материал. В этом случае он отвечает по правилам об ответственности продавца за товар ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством.
Достаточно детальная регламентация изложенных отношений, а также указание в п. 1 Правил, что они разработаны в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", ставят под сомнение необходимость упоминания в предпоследнем пункте, что порядок и сроки удовлетворения исполнителем требований потребителя, а также ответственность за нарушение этих сроков регулируются названным Законом.
Кроме статьи, в которой сформулировано определение договора возмездного оказания услуг и названы его разновидности, ГК закрепляет ряд других общих правил.
Согласно ст. 780 ГК, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Как видно из текста статьи, речь в ней идет только об одном из способов исполнения. Хотя название ("Исполнение договора...") значительно шире содержания, оно охватывает все элементы надлежащего (в том числе реального) исполнения (см. ст. 309 ГК). Единственное правило этой статьи является диспозитивным. По соглашению сторон при определенных обстоятельствах исполнение обязательства возлагается должником на третье лицо. Такая ситуация соответствует требованию ст. 313 ГК, в силу которой исполнение может быть возложено на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично, в этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Под обязанностью "оказать услуги лично" следует понимать исполнение конкретного договора без каких бы то ни было посредников, независимо от того, является ли должником гражданин или юридическое лицо. Сходного характера, но императивное правило содержится в ст. 974 ГК, по которому поверенный обязан лично исполнять данное ему поручение. Исключение составляют случаи, указанные в ст. 976 ГК ("Передоверие исполнения поручения"), которая, в свою очередь, отсылает к ст. 187 ГК ("Передоверие").
Содержание ст. 781 "Оплата услуг" значительно шире ее названия. В последнем сказано только об основной обязанности заказчика, в то время как в статье указано и на результат невозможности исполнения обязательства, а также связанные с этим последствия. Оплата оказанных услуг, как гласит закон, должна последовать в сроки и в порядке, предусмотренные в договоре. Тем не менее некоторые подзаконные акты содержат по этому вопросу положения, не отвечающие смыслу закона. Так, в п. 36 Правил предоставления услуг телеграфной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. (СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 96), сказано, что порядок, условия и сроки расчетов за услуги устанавливаются хозяйствующим субъектом в соответствии с законодательством РФ с учетом мнения потребителей и возможностей банков; допускается оплата телеграмм талонами так называемого оплаченного ответа.
Особо закон регламентирует отношения, обусловленные создавшейся неосуществимостью исполнения обязательства. Если такая невозможность исполнения наступила по вине заказчика, то он должен оплатить услугу в полном объеме, поскольку иное не предусмотрено законом или договором. Другой порядок оплаты услуги определен законом при условии, что невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает. На заказчика при условии, что иное не предусмотрено законом или договором, возлагается обязанность возместить исполнителю только фактически понесенные им расходы по исполнению договора. Само собой разумеется, что, когда невозможность исполнения возникла по вине исполнителя, он не вправе требовать оплаты услуги. Если же оплата была произведена, исполнитель должен возвратить полученную от заказчика денежную сумму, возместить возникшие убытки и уплатить неустойку, когда она установлена.
ГК допускает односторонний отказ сторон от исполнения данного договора. Представляется, что соответствующие правила ст. 782 ГК увязаны с диспозитивным началом, согласно которому исполнитель обязан оказать услуги лично. Закон особо обеспечивает интересы заказчика, который вправе при этом потребовать полного возмещения причиненных убытков. В этом случае следует руководствоваться положениями ст. 15 ГК ("Возмещение убытков"). Аналогичным правом обладает и другая сторона договора. Однако отказ заказчика от исполнения договора возможен при непременном условии возмещения исполнителю только фактически понесенных им расходов. Очевидно, что отказ каждой из сторон от исполнения возможен лишь до момента наступления срока исполнения соответствующих обязанностей.
Специальная норма закреплена в заключительной статье главы 39 ГК. Содержащееся в ней правило существенно отличается от иных норм данной главы. Своеобразие прежде всего состоит в возможности применения к договору возмездного оказания услуг как общих положений о подряде, так и положений о бытовом подряде. Подобный прием используется в ГК и в ряде иных случаев. Так, согласно ст. 1011 ГК к отношениям, вытекающим из агентского договора, при определенных условиях соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 "Поручение" или главой 51 "Комиссия". Названные правила о порядке могут быть использованы только при условии, что это не противоречит ст. ст. 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Такое указание свидетельствует о сходном характере определенных действий, совершаемых по договору возмездного оказания услуг и по договору подряда. Не приходится, например, сомневаться в отсутствии препятствий к тому, чтобы руководствоваться значительной частью текста ст. 705 ГК при решении вопроса о распределении рисков случайной гибели или случайного повреждения соответствующего имущества между сторонами. В силу этой статьи, если иное не предусмотрено законом или договором, риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования либо иного используемого для исполнения договора имущества несет предоставившая их сторона.
Подобный подход, видимо, обусловлен в известной степени весьма своеобразным и к тому же одновременным закреплением в Законе "О защите прав потребителей" отношений, которые связаны с выполнением работ и оказанием услуг. Данный в значительной степени основополагающий нормативный акт ставит по сути знак равенства между многими правилами, касающимися выполнения работ и оказания услуг. Это проявляется в том, что за подавляющим большинством норм, регламентирующих выполнение тех или иных работ, следует (в скобках) указание общего порядка на услуги. Наглядной иллюстрацией может служить название главы III Закона "Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)".
В юридической литературе не без оснований в свое время было выражено отрицательное отношение к резкому противопоставлению в гражданском праве понятий "услуга" и "работа". Услугой является действие, оказывающее помощь, пользу другому, а работой - занятие каким-либо делом, применение своего труда. Каждая услуга становится объектом гражданско - правового обязательства тогда, когда выражается в какой-то работе, а работа - когда она принимает форму оказания услуги (см.: Брагинский М. И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967. С. 30).
------------------------------------------------------------------
Название документа