Подпунктами 29 - 39 п. 1 ст. 333.33 НК РФ установлены размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий в области государственной регистрации транспортных средств. Пунктом 2 ст. 333.16 НК РФ определено, что государственные органы и (или) должностные лица не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, иные платежи за исключением госпошлины. При этом Постановлением Правительства РФ от 08.04.1992 N 228 установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ вправе определять размеры оплаты за выдачу и замену государственных регистрационных знаков и другой специальной продукции. Правомерно ли взимание отдельной платы за изготовление регистрационных знаков, водительских удостоверений, паспортов транспортных средств и другой специальной продукции наряду с госпошлиной?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 октября 2006 г. N 03-06-03-04/81
Минфин России рассмотрел обращение в части разъяснения порядка применения Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" и сообщает.
Статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В целях данной главы Кодекса выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Указанные выше органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, иные платежи, за исключением государственной пошлины.
Подпунктами 29 - 39 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные, мототранспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства и иных документов, необходимых для допуска автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении.
Следовательно, за совершение органами внутренних дел и гостехнадзора вышеперечисленных действий, связанных с выдачей документов, должна уплачиваться государственная пошлина и никакие иные платежи.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о налогах" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" (далее - Постановление) действует в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежит приведению в соответствие с гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
Абзацами 1 и 2 пп. "а" п. 4 Постановления определено, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно с учетом местных особенностей определяют размеры оплаты за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов.
В оплату указанной продукции включается свободная отпускная цена изготовителя продукции (с налогом на добавленную стоимость), а также затраты по ее транспортировке, хранению, оформлению и выдаче. Суммарная величина затрат не должна превышать 3 процентов годового размера установленной законом минимальной оплаты труда.
Следовательно, изготовление специальной продукции, предусмотренной абз. 1 и 2 п. 4 Постановления, выдаваемой при совершении юридически значимых действий, не относится к юридически значимым действиям и, соответственно, не подпадает под понятие "государственная пошлина".
За оказание данных услуг по изготовлению специальной продукции в соответствии с данным Постановлением взимается плата, установленная органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от затрат на их изготовление.
В настоящее время в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 01.08.2005 N АЖ-П13-3832 Минфином России ведется работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации, касающегося приведения в соответствие с гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса нормативных актов Правительства Российской Федерации, в том числе и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации".
Изменениями, вносимыми в Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации", предлагается сохранить норму, предоставляющую право органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно с учетом местных особенностей устанавливать размеры платы за оказание услуг по изготовлению специальной продукции.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С. Д.ШАТАЛОВ
05.10.2006