Организацией в феврале 2006 г. при перечислении в бюджет НДС от реализации товаров за январь в платежном поручении была допущена ошибка: в графе "статус" был поставлен код "02" вместо "01". Данная ошибка повторялась и была замечена в сентябре 2006 г., когда ИФНС было предъявлено требование об уплате налога и погашении всей недоимки и пеней. Организация обратилась в ИФНС с просьбой о зачете переплаты (по статусу "02") в погашение задолженности (по статусу "01"). Инспекция отказала в просьбе организации, мотивируя это тем, что налогоплательщику необходимо полностью погасить образовавшуюся задолженность и пени, только после этого ИФНС произведет возврат излишне уплаченных сумм. Правомерна ли позиция ИФНС?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 октября 2006 г. N 03-02-07/1-272

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога признается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а также после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов, если иное не предусмотрено ст. 45 Кодекса.

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (п. 2 ст. 57 Кодекса).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, Определении от 04.07.2002 N 202-О, пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" расчетный документ имеет юридическую силу. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

Кодексом не предусмотрен порядок уточнения платежа и пересчета пеней в случае подачи налогоплательщиком заявления о допущенной ошибке в оформлении поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", вступающий в силу с 1 января 2007 г., предусматривает право налогоплательщика подать заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

В случае, предусмотренном п. 7 ст. 45 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

В настоящее время споры по вопросу о начислении пеней в случае ошибочно указанных реквизитов в расчетных документах разрешаются судами с учетом правовой природы пеней и последствий совершенных ошибок для бюджета.

В соответствии со ст. ст. 137 и 138 Кодекса каждый налогоплательщик (налоговый агент) имеет право обжаловать в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика (налогового агента), такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

04.10.2006