ЗАО, применяющее УСН, преобразовано в ООО 07.08.2006. Обязано ли ООО переходить на УСН в общем порядке? Следует ли ООО завести новую Книгу учета доходов и расходов с 07.08.2006 или можно продолжить ведение Книги учета доходов и расходов ЗАО? Какую отчетность следует представить в налоговую инспекцию ООО в связи с реорганизацией ЗАО? Как следует учесть суммы арендной платы, поступившие на счет ЗАО после его реорганизации? Учитываются ли в целях применения УСН суммы излишне взысканных налогов, возвращенных на счет ООО?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 октября 2006 г. N 03-11-04/2/194

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения и учета доходов реорганизованным юридическим лицом сообщает следующее.

Согласно п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. В свою очередь, с этого же момента преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлены ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Поскольку при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него распространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, предусмотренный п. 2 ст. 346.13 Кодекса, то есть тот же порядок, что и на вновь созданные организации.

В частности, вновь возникшее юридическое лицо при соблюдении положений п. 3 ст. 346.12 Кодекса может в установленный срок подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, указав в нем выбранный объект налогообложения.

В связи с этим ООО, являющееся правопреемником реорганизованного ЗАО, для перехода на упрощенную систему налогообложения обязано подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию.

После перехода на упрощенную систему налогообложения учет доходов и расходов следует осуществлять во вновь заведенной Книге учета доходов и расходов, форма и Порядок ведения которой утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н.

В связи с реорганизацией ЗАО, применявшего упрощенную систему налогообложения, следовало представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Суммы арендной платы за август 2006 г., поступившие от арендаторов имущества на счет ЗАО после его реорганизации, следует перечислить на счет правопреемника ООО, созданного 7 августа 2006 г.

В этом случае суммы арендной платы будут учтены в составе доходов при налогообложении ООО.

Что касается вопроса об учете для целей налогообложения суммы излишне взысканных налогов, возвращенных на счет организации, то в соответствии со ст. 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не учитывают доходы, перечень которых приведен в ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 251 Кодекса в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

Таким образом, суммы излишне взысканных налогов, возвращенных на счет организации, при определении налоговой базы учитывать не следует.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

02.10.2006