Известны ли правоприменительной практике случаи отказа суда в удовлетворении заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии организации на производство и оборот алкогольной продукции при наличии неоспоримых оснований для аннулирования лицензии?

Ответ: Порядок аннулирования лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определен п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон).

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа при наличии оснований, предусмотренных данной нормой.

Таким образом, Закон не устанавливает безусловной обязанности суда аннулировать лицензию на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при наличии оснований для ее аннулирования.

Судебно-арбитражной практике известен случай отказа в аннулировании лицензии организации, осуществляющей закупки, хранение и поставки алкогольной продукции, при наличии оснований для такого аннулирования. 17.10.2005 ФАС Центрального округа вынес Постановление по делу N А54-988/2005С4 по заявлению Управления ФНС России по Рязанской области об аннулировании лицензии ООО по причине нарушения организацией законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в котором указал, что аннулирование лицензии на производство и оборот алкогольной продукции является правом суда, а не его обязанностью, то есть не подразумевает аннулирование лицензии нарушителя автоматически при истечении шестимесячного срока, установленного для устранения выявленных нарушений. Неустранение лицензиатом выявленных лицензионным органом нарушений в установленный Законом срок не является безусловным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 27.02.2006 по делу N Ф09-927/06-С1 указано, что аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц. Наличие формальных признаков вменяемого организации нарушения не может являться достаточным основанием для удовлетворения требования об аннулировании лицензии.

И. Б.Королева

Фонд системного анализа

и социально-экономического

проектирования

29.09.2006