В отношении нашей организации налоговый орган подал в суд иск о ликвидации. Основанием для подачи иска явилось составление по результатам выезда на место справки о фактическом отсутствии организации по заявленному адресу (месту нахождения), указанному также в учредительных документах. Правомерны ли действия налогового органа по инициированию процедуры ликвидации?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется в его учредительных документах.

Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ и пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

На основании п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационных письмах от 13.01.2000 N 50 и от 13.08.2004 N 84 разъяснил, что юридическое лицо, допустившее устранимое нарушение закона, не может быть ликвидировано.

Нарушение, выразившееся в отсутствии организации по заявленному адресу (месту нахождения), указанному в учредительных документах, может быть устранено путем внесения в них соответствующих изменений и представления в регистрирующий (налоговый) орган документов, определенных п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Учитывая изложенное, в данном случае действия налогового органа по инициированию процедуры ликвидации организации неправомерны.

С. В.Гладилин

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

29.09.2006