Организация распространила неопределенному кругу лиц по почтовым ящикам жилых домов листовки с рекламой продукции (пластиковых окон)

Правомерно ли отнести расходы на изготовление указанных листовок при исчислении налога на прибыль к рекламным?

Ответ: Отнесение при исчислении налога на прибыль затрат налогоплательщика на изготовление листовок с рекламой его продукции к рекламным расходам правомерно, поскольку листовки признаются разновидностью брошюр.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как установлено п. п. 1 и 2 ст. 252 Налогового кодекса РФ, в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Как установлено пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

В силу п. 4 указанной статьи к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

При этом в НК РФ не упоминается об изготовлении листовок или буклетов. Данный вопрос разъясняет Минфин России в Письме от 12.10.2012 N 03-03-06/1/544, в котором финансовое ведомство отмечает, что расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, признаются в размере фактических затрат. Упоминания о листовках, буклетах в п. 4 ст. 264 НК РФ нет, в то время как указанные полиграфические материалы также используются в качестве рекламных. Буклеты и листовки представляют собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию, имеющих от одного до трех сгибов. Принимая во внимание вышеизложенное, расходы на распространение буклетов, листовок, каталогов, содержащих рекламную информацию об организации или отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли на основании абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Также Минфин России в Письмах от 02.11.2011 N 03-03-06/3/11, от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157 указывает, что расходы на изготовление рекламных листовок, буклетов, флаеров, лифлетов, содержащих рекламную информацию об организации или отдельных услугах, оказываемых организацией, распространяемых в рекламных целях неопределенному кругу лиц, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли на основании абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, и являются ненормируемыми.

Кроме того, в судебной практике рассматривались схожие ситуации. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 21.03.2012 N А40-54372/11-91-234 суд отметил, что ни ст. 264 НК РФ, ни Закон N 38-ФЗ не содержат закрытый перечень форм распространения рекламной информации. Более того, п. 4 ст. 264 НК РФ устанавливает не перечень рекламных услуг, а размер расходов на рекламу в зависимости от вида рекламных услуг.

Таким образом, несмотря на то что НК РФ не содержит упоминания листовок как рекламного материала, данный вид полиграфической продукции будет относиться к брошюрам, закрепленным в п. 4 ст. 264 НК РФ, соответственно, данные расходы относятся к рекламным при исчислении налога на прибыль организаций.

Е. Д.Носкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

11.10.2013