Из практики прокурорского надзора по арбитражным делам

(Редакционный материал)

("Законность", 1998, N 2)

Текст документа

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО АРБИТРАЖНЫМ ДЕЛАМ

Суд не вправе обязать комитет по управлению имуществом заключить договор купли-продажи нежилого помещения с акционерным обществом, которое приобрело имущество у предприятия, созданного в процессе приватизации.

Акционерное общество закрытого типа "ЮС-1" обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к комитету по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга о понуждении заключить договор купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Есенина, 4.

В качестве третьего лица к участию в деле судом был привлечен фонд имущества города Санкт-Петербурга.

Решением от 1 июля 1994 г. арбитражный суд обязал комитет по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга и АОЗТ "ЮС-1" заключить договор купли-продажи нежилого помещения. В решении указано, что требования истца основаны на положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 (в частности, п. 2.6).

Определением от 26 августа 1994 г. судом установлена цена помещения, рассчитанная в соответствии с Положением о продаже и временном порядке определения цены приобретения объектов нежилого фонда, сданных в аренду, утвержденным распоряжением Госкомимущества России от 16 февраля 1994 г. N 353-р.

Заместитель Генерального прокурора РФ названные судебные акты опротестовал в порядке надзора.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ протест удовлетворил, состоявшиеся по делу судебные акты отменил, в иске АОЗТ "ЮС-1" отказал по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что АОЗТ "Альтаир" по результатам конкурса приобрело имущество муниципального предприятия общественного питания - кафе "Старый замок", расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Есенина, 4. Между фондом имущества Санкт-Петербурга и АОЗТ "Альтаир" заключен договор купли-продажи от 20 октября 1992 г., в соответствии с приложением к которому в состав передаваемого имущества вошли машины, оборудование, запасы, а также денежные средства кафе "Старый замок".

Согласно пункту 5.1 договора купли-продажи условия аренды нежилого помещения определяются в отдельном договоре, заключенном покупателем с органами местной администрации.

Таким образом, АОЗТ "Альтаир" стало собственником только имущества кафе, а помещение осталось муниципальной собственностью.

Доказательством того, что у комитета по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга отсутствовало намерение продавать помещение кафе, является также письмо комитета, адресованное фонду имущества Санкт-Петербурга от 30 июня 1992 г., и в котором комитет гарантировал победителю конкурса заключение долгосрочного договора аренды помещения.

По условиям договора купли-продажи покупатель был вправе с согласия фонда имущества Санкт-Петербурга продать приобретенное имущество до истечения срока выполнения условий конкурса.

Имущество кафе "Старый замок" было продано акционерным обществом закрытого типа "Альтаир" акционерному обществу закрытого типа "Юникс" (с октября 1993 г. - АОЗТ "ЮС-1") по договору купли-продажи от 26 февраля 1993 г., зарегистрированному фондом имущества Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 8.4 договора покупатель обязался обеспечить начало функционирования предприятия в недельный срок после заключения договора аренды нежилого помещения.

Комитетом по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга и АОЗТ "Юникс" заключен договор аренды нежилого помещения, занимаемого кафе "Старый замок", от 26 апреля 1993 г. со сроком действия до 20 октября 2007 г.

В марте 1994 г. АОЗТ "ЮС-1" обратилось в комитет по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга с просьбой о продаже арендованного по договору помещения. При этом АОЗТ "ЮС-1" ссылалось на приобретение им имущества кафе по конкурсу.

Поскольку в 10-дневный срок договор купли-продажи не был заключен, АОЗТ "ЮС-1" обратилось в арбитражный суд.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд руководствовался пунктом 2.6 Государственной программы приватизации и пунктом 2 распоряжения Госкомимущества России от 16 февраля 1994 г. N 353-р, применяющимся при приобретении сданных в аренду объектов нежилого фонда лицами, перечисленными в пунктах 2.6, 5.9 и 5.14.6 Государственной программы приватизации.

Однако этими нормами право приобретать в собственность арендуемые нежилые помещения представляется гражданам и юридическим лицам, если договор был заключен или на основании конкурса или аукциона, а также товариществам и акционерным обществам, созданным в процессе приватизации.

АОЗТ "ЮС-1" не является акционерным обществом, созданным в процессе приватизации, оно учреждено товариществом с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма ЮС" и гражданином М. Резниковым за счет вкладов участников. Имущество кафе не было приобретено истцом по конкурсу.

Договор аренды от 26 апреля 1993 г., заключенный между комитетом по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга и АОЗТ "Юникс", выкуп помещения не предусматривал.

Поэтому положения Государственной программы приватизации в данном конкретном случае применены судом необоснованно и основания к понуждению ответчика заключить договор купли-продажи помещения отсутствовали. В иске АОЗТ "ЮС-1" следовало отказать.

------------------------------------------------------------------

Название документа