Новый Закон о банкротстве и несостоятельность
(Петрова В.)
("Бизнес-адвокат", NN 3, 4, 1998)
Текст документа
НОВЫЙ ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ И НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
В. ПЕТРОВА
В. Петрова, специалист 1-й категории ВАС РФ.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 N 6-ФЗ (далее - Новый Закон о банкротстве или Новый Закон), вступит в действие с 1 марта 1998 г. Ст. 187 "Применение настоящего Федерального закона арбитражными судами" предусматривает, что Новый Закон будет применяться арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено с 1 марта 1998 г.
Процедуры банкротства, предусмотренные Новым Законом могут быть введены при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве после 1 марта 1998 г. независимо от даты принятия указанных дел к производству. В этом случае дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве будет осуществляться в соответствии с Новым Законом.
В соответствии с п. 5 ст. 187 не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном Новым Законом, унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части первой ГК РФ".
Основные нововведения
В соответствии с Законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 19.11.92 N 3929-1 (далее - Закон о банкротстве) под несостоятельностью (банкротством) (далее - банкротство) понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. В приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 перечисляются критерии определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных организаций и определяется порядок их расчета.
В Новом Законе о банкротстве под несостоятельностью понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В соответствии со ст. 3 Нового Закона о банкротстве гражданин будет считаться неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо - если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Согласно Новому Закону, как и Закону о банкротстве, дело о банкротстве юридического лица - должника может быть возбуждено, если требования к нему в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда. Новый Закон о банкротстве предусматривает также, что производство по делу о банкротстве гражданина - должника может быть возбуждено, если требования к нему в совокупности составляют не менее ста минимальных размеров оплаты труда.
Новым Законом по сравнению с Законом о банкротстве расширен круг лиц, обладающих правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств.
Как и в Законе о банкротстве, так и в Новом Законе предусмотрено, что с указанным заявлением вправе обратиться кредитор, должник, прокурор.
При применении Закона о банкротстве в арбитражной практике возникал вопрос: "о том какие государственные органы имеют право обращаться с заявлениями о признании банкротами федеральных предприятий - должников, неспособных обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды". В п. 6 Информационного письма от 25 апреля 1995 г. N С1-7/ОП-237 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)" давался ответ на данный вопрос. В частности, указывалось, что при подаче заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве государственной налоговой инспекцией в отношении указанных предприятий (в случае неуплаты этими предприятиями налогов и иных обязательных платежей) арбитражному суду необходимо направлять Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) (в настоящее время - Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению) все определения о возбуждении производства по делам о банкротстве.
Согласно Новому Закону налоговые и иные уполномоченные в соответствии с Федеральным законом органы также обладают указанным правом в связи с неисполнением должником обязанности по уплате обязательных платежей. Следует отметить, что должник и прокурор также вправе в данном случае обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с Новым Законом о банкротстве заявление в арбитражный суд может быть подано и иными лицами в случаях, предусмотренных данным Законом. Например, в ст. 8 Нового Закона предусматривается обязанность по подаче заявления должника о возбуждении производства по делу о его банкротстве в арбитражный суд руководителем должника или индивидуальным предпринимателем, а также ликвидационной комиссией (ликвидатором). В указанной статье перечисляются случаи, когда руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязаны обратиться в арбитражный суд и когда руководитель должника и ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны это сделать. В первом случае, например, когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами или например, когда принято решение об обращении в арбитражный суд органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия; во втором - если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
Новый Закон не только предусматривает обязанность должника по подаче заявления о возбуждении производства по делу о его банкротстве, но и ответственность руководителя должника и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) за невыполнение указанной обязанности. Согласно ст. 9 Нового Закона о банкротстве последствия необращения с таким заявлением могут быть следующие: во-первых, руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы) на определенный срок; во-вторых руководитель должника, члены ликвидационной комиссии, не исполнившие обязанность по подаче заявления в арбитражный суд, будут нести субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед кредиторами, которая возникает по истечении срока для подачи такого заявления (не позднее месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств).
Следует также отметить, что в случаях, установленных Федеральным законом руководитель должника - физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к уголовной ответственности (УК РФ: ст. 195 "Неправомерные действия при банкротстве", ст. 196 "Преднамеренное банкротство", ст. 197 "Фиктивное банкротство").
Процедуры банкротства, предусмотренные в Новом Законе о банкротстве, претерпели изменения по сравнению с Законом о банкротстве. При рассмотрении дела о банкротстве должника юридического лица согласно ст. 23 Нового Закона будут применяться следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также иные процедуры, предусмотренные данным законом (например, упрощенные процедуры банкротства (глава X); при рассмотрении дела о банкротстве должника - гражданина - конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры (например, внешнее управление для крестьянского фермерского хозяйства (ст. ст. 169, 170). (Законом о банкротстве предусматривались следующие процедуры: реорганизационные (санация и внешнее управление), конкурсное производство и мировое соглашение).
Следует также отметить, что Федеральный закон под термином "арбитражный управляющий" понимает временного, внешнего и конкурсного управляющего. Арбитражный управляющий, согласно Новому Закону о банкротстве, это лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных данным Законом.
Новый Закон о банкротстве рассматривает деятельность арбитражного управляющего как предпринимательскую: арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом (ст. 19). Арбитражные управляющие с 1 марта 1999 года будут действовать на основании лицензии, которая будет выдаваться государственным органом по делам о банкротстве. Лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано будет зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде, по назначению которого оно будет обязательно выполнять свои функции. О своей регистрации арбитражный управляющий будет уведомлять государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
В соответствии с п. 1 ст. 19 арбитражный управляющий должен обладать специальными знаниями и не являться заинтересованным лицом по отношению к должнику и кредитору.
Согласно п. 3 ст. 19 арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, осуществлявшие ранее управление делами должника - юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет; лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица); лица, имеющие судимость.
Временный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных данным Законом.
Внешний управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных данным Законом.
Конкурсный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных данным Законом.
Оговорюсь, что иные полномочия установлены ст. ст. 20, 59, 60, 69, 74, 75, 99 - 101 и некоторыми другими по частным вопросам (например, установление размера требований кредиторов, проведение анализа финансового состояния должника).
Общие для всех арбитражных управляющих функции перечислены в ст. 20. К ним, например, относятся созыв собрания кредиторов и комитета кредиторов, получение вознаграждения, подача в арбитражный суд заявления о досрочном прекращении своих полномочий и т. д. Арбитражный управляющий также принимает меры по защите имущества должника: анализирует его финансовое состояние, анализирует финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках; рассматривает заявленные требования кредиторов, осуществляет иные функции. В соответствии со ст. 15 Нового Закона о банкротстве арбитражный управляющий ведет реестр требований кредиторов. В этом реестре указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого из его требований.
Помимо общих для всех управляющих функций (ст. 20) временный, внешний и конкурсный управляющие выполняют и исключительные обязанности, принадлежащие только им, как лицам, осуществляющим наблюдение, внешнее управление или соответственно конкурсное производство.
К исключительным правам и обязанностям временного управляющего в соответствии со ст. ст. 60 и 61, в частности, относятся определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства; установление кредиторов должника и определение размера их требований, уведомление кредиторов о возбуждении дела о банкротстве; созыв первого собрания кредиторов; получение любой информации и документов, касающихся деятельности должника.
Согласно ст. 74 к исключительным правам и обязанностям внешнего управляющего, в частности, относятся следующие: заключение от имени должника мирового соглашения; заявление отказа от исполнения договоров должника; открытие специального счета для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами; разработка и представление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления.
Исключительные полномочия конкурсного управляющего перечисляются в ст. 101 Нового Закона о банкротстве. В частности, к ним относятся: принятие в ведение имущества должника, проведение его инвентаризации и оценки, а также мер по его сохранению; предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании в порядке, установленном законодательством РФ; уведомление работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством РФ о труде; принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; передача на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с законами и иными правовыми актами РФ.
При осуществлении своих прав и обязанностей арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов. Согласно ст. 21 Нового Закона неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, которое повлекло убытки для должника или кредиторов является основанием для отзыва лицензии арбитражного управляющего, если указанные последствия не наступили, то это может служить основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей.
Кандидатура временного управляющего назначается в соответствии со ст. 59 Нового Закона. Арбитражный суд назначает временного управляющего из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии таких предложений из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидатура временного управляющего предлагается государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса.
В соответствии с п. 2 ст. 59 временный управляющий действует с момента его назначения арбитражным судом и до введения внешнего управления арбитражным судом и назначения внешнего управляющего, или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего, или до утверждения арбитражным судом мирового соглашения, или до принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом. Согласно п. 3 ст. 59 если временный управляющий в случае временной неспособности не может исполнять возложенные на него обязанности, то арбитражный суд вправе назначить заместителя временного управляющего.
Кандидатура внешнего и конкурсного управляющего назначается в соответствии со ст. 71 и 72 Нового Закона о банкротстве. Кандидатура внешнего управляющего, так же как и конкурсного управляющего, может быть предложена собранию кредиторов любым из конкурсных кредиторов, налоговым или иным, уполномоченным органом, должником или собственником имущества должника - унитарного предприятия. Для назначения арбитражным судом будет предлагаться кандидатура, получившая наибольшее число голосов кредиторов.
Если собранием кредиторов не будет представлено ни одной кандидатуры, то арбитражный суд назначает его по предложению иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.
В случае, когда не будет представлено ни одной кандидатуры и не будет возможности назначить его из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде, в качестве арбитражных управляющих, арбитражный суд назначает внешнего или конкурсного управляющего из числа кандидатур, предложенных государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
В Информационном письме от 7 августа 1997 г. "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)" в п. 9 давалось разъяснение: закон о банкротстве не лишает арбитражный суд права обязать кредитора, имеющего наибольшую сумму требований, провести собрание кредиторов для определения кандидатуры конкурсного управляющего. Данное разъяснение было необходимо, так как при применении Закона о банкротстве в арбитражной практике возникало много вопросов относительно назначения кандидатуры конкурсного управляющего. Поэтому в Новом Законе закреплены нормы, которые подробно регулируют процедуру назначения как конкурсного, так и внешнего управляющего.
Следует также отметить, что при отсутствии возможности назначить внешнего или конкурсного управляющего одновременно с введением конкурсного производства, арбитражный суд назначает внешнего и конкурсного управляющего в месячный срок с момента введения внешнего управления или соответственно конкурсного производства.
О назначении внешнего управляющего так же, как и конкурсного управляющего, выносится определение, которое согласно Новому Закону о банкротстве в отличие от Закона о банкротстве подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
Наблюдение - это совершенно новая процедура, которая согласно Новому Закону будет применяться к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Новым Законом о банкротстве, в целях сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.
Новым Законом о банкротстве предусматриваются последствия вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом (ст. 57) и последствия введения наблюдения (ст. 58). При вынесении арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом наступают, в частности, следующие последствия: по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с обращением взыскания с должника денежных средств и иного имущества должника; запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.
В соответствии со ст. 58 введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия.
Если руководитель должника не принимает необходимые меры по обеспечению и сохранности имущества должника, чинит препятствия временному управляющему при исполнении им его обязанностей, допускает иные нарушения, то арбитражный суд вправе отстранить такого руководителя от должности. Исполнение обязанностей руководителя в таких случаях будет возлагаться на временного управляющего.
Новый Закон устанавливает определенные ограничения осуществления полномочий указанных лиц. Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, например, сделки, связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника; сделки, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств, гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления и др.
Новым Законом в п. 3 ст. 58 предусматривается, что определенные решения органы управления не вправе принимать. В частности, это решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) и ликвидации должника; о создании юридических лиц или участии в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов.
Все случаи окончания периода наблюдения перечислены в ст. 67 Нового Закона о банкротстве. В частности, к ним относятся: принятие арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или вынесение определения о введении внешнего управления, или утверждение мирового соглашения.
Если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо в арбитражный суд не представлено ни одного решения первого собрания кредиторов, то арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления в определенных случаях. Например, при появлении после проведения первого собрания кредиторов обстоятельств, дающих основание полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается. Однако согласно п. 4 ст. 67 Нового Закона временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.
Внешнее управление (судебная санация) согласно Новому Закону о банкротстве - это процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. В Законе о банкротстве в качестве реорганизационных процедур назывались внешнее управление и санация. Под санацией (оздоровлением организации - должника) понималась реорганизационная процедура, когда собственником организации-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь организации - должнику. Под внешним управлением имуществом должника понималась реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности организации должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника организации - должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функций по управлению организацией - должником арбитражному управляющему.
Согласно Новому Закону о банкротстве внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. Это, например, введение внешнего в отношении градообразующих организаций по ходатайству органа местного самоуправления либо привлеченного к участию в деле соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии представления поручительства по обязательствам должника (п. 1 ст. 134). Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 134 поручитель будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед кредиторами.
Согласно Закону о банкротстве продолжительность внешнего управления не должна была превышать 18 месяцев. В соответствии с Новым Законом о банкротстве внешнее управление вводится на срок не более двенадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Например, в отношении градообразующих организаций по ходатайству органа местного самоуправления внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более одного года. Основанием для такого продления срока может служить: план финансового оздоровления градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность: трудоустройства работников; создания новых рабочих мест и иные способы восстановления платежеспособности должника. По ходатайству органа местного самоуправления либо привлеченного к участию в деле соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии представления поручительства по обязательствам должника срок внешнего управления градообразующей организации может быть продлен до десяти лет.
С момента введения внешнего управления наступают определенные последствия. В частности, например, руководитель должника отстраняется от должности; снимаются ранее наложенные меры по обеспечению требований кредиторов; аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены лишь в рамках процесса о банкротстве. Особое внимание хотелось бы обратить на два последних последствия. Дело в том, что арест денежных средств и имущества должника препятствовали осуществлению плана внешнего управления имуществом должника, утвержденного собранием кредиторов и предусматривающего, например, возможность реализации части имущества для восстановления платежеспособности организации. Исходя из целей внешнего управления, п. 10 Информационного письма от 7 августа 1997 г. N 20 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)" разъяснялось, что назначение внешнего управления является основанием для снятия по ходатайству арбитражного управляющего ареста с денежных средств и имущества должника. Таким образом Новый Закон воспринял сложившуюся арбитражную практику.
В соответствии с Новым Законом, как и Законом о банкротстве, с момента введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. В Новом Законе в отличие от Закона о банкротстве дается определение понятию "мораторий" - это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Согласно п. 1 ст. 70 Нового Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В течение срока действия моратория не допускается взыскание по исполнительным листам и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда жизни и здоровью и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом; не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты. Указанные правила не применяются к денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления.
Согласно п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве на период проведения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Однако в арбитражной практике возникал вопрос: "Распространяется ли действие моратория на требования кредиторов первой и второй очереди". В п. 12 Информационного письма "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)" от 07.08.97 N 20 разъяснялось, что действие моратория не распространяется на требования кредиторов первой и второй очереди, так как мораторий вводится в отношении требований кредиторов, учитываемых в соответствии со ст. 1 указанного Закона при определении наличия (отсутствия) признаков банкротства (требований по взысканию задолженности по оплате товаров, работ, услуг, а также по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды).
Следует также отметить, что при применении Нового Закона о банкротстве в арбитражной практике данного вопроса не должно возникать, так как в п. 5 ст. 70 Нового Закона указывается, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования кредиторов первой и второй очереди, то есть на требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей и на расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
Как уже было отмечено ранее, внешний управляющий обязан вести реестр требований кредиторов. В любой момент в ходе внешнего управления кредиторы согласно ст. 75 Нового Закона о банкротстве вправе предъявить свои требования должнику. Указанные требования направляются внешнему управляющему по почтовому адресу должника.
Согласно ст. 4 Нового Закона о банкротстве размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом. Например, размер денежных требований кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов считается установленным (бесспорным), если они подтверждены решением судов или документами, свидетельствующими об их признании должником. Требования, которые не оспариваются должником, также относятся к категории установленных и подлежащих удовлетворению в очередности, установленной п. 2 ст. 106 Нового Закона. Новый Закон о банкротстве предусматривает и установление размера требований кредиторов арбитражным судом, например, в статьях 46, 63, 75. Учитывая изложенное, следует отметить, что требования кредиторов, признаваемые установленными, направляются внешнему управляющему с приложением документов, позволяющих определить указанные требования таковыми.
Внешний управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов и не позднее чем через две недели после получения соответствующего требования вносит соответствующую запись в реестр требований кредиторов. В срок, не превышающий одного месяца с момента получения указанного требования, внешний управляющий уведомляет соответствующего кредитора. В месячный срок с момента получения указанных результатов кредитор может заявить возражения в арбитражный суд, рассматривающий дела о банкротстве. Если в данный срок возражений не было заявлено, то они считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые установлены внешним управляющим.
В соответствии с п. 1 ст. 76 собственник имущества должника или органы, уполномоченные учредительными документами должника не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом должника. Однако следует заметить, что, согласно п. 2 ст. 76, если иное не установлено, например, планом внешнего управления, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов заключаются крупные сделки или сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, то есть стороной которых являются заинтересованные лица в отношении внешнего управляющего или конкурсного кредитора.
Согласно ст. 77 внешний управляющий в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров неисполненных сторонами полностью или частично при наличии одного из следующих обстоятельств: если исполнение договора должника повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах; если договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года) либо рассчитан на получение положительных результатов для должника в долгосрочной перспективе; если имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника. Контрагент должника в указанных случаях вправе потребовать от должника возмещения реального ущерба, вызванного отказом от исполнения договора должника. Следует отметить, что указанные обстоятельства не применяются в отношении сделок, заключенных в течение наблюдения с согласия арбитражного управляющего.
Статьей 78 Нового Закона предусматриваются случаи признания сделок недействительными. В частности, сделка должника, совершенная должником с заинтересованным лицом, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего в случае, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки.
Новый Закон, как и Закон о банкротстве, предусматривает разработку плана проведения внешнего управления. Новый Закон предусматривает срок разработки такого плана внешним управляющим - не позднее одного месяца с момента его назначения (ст. 82). Также следует отметить, что собрание кредиторов согласно Новому Закону созывается внешним управляющим для утверждения плана внешнего управления не позднее чем через два месяца с момента введения внешнего управления, а согласно Закону о банкротстве оно созывается не позднее чем в трехмесячный срок. План внешнего управления обязательно должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности, которые перечислены в ст. 85 Нового Закона (перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств и т. д.), и срок восстановления платежеспособности.
Новым Законом о банкротстве предусматривается: продажа предприятия (бизнеса) должника (ст. 86); продажа части имущества должника (ст. 87); уступка прав требования должника (ст. 88); исполнение обязательств третьими лицами (ст. 89). Например, согласно п. 2 ст. 89 собственник имущества государственного или муниципального унитарного предприятия - должника вправе в любое время до окончания внешнего управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.
В соответствии со ст. 90 Нового Закона внешний управляющий не позднее чем за пятнадцать дней до окончания установленного срока внешнего управления, а также при наличии оснований для его досрочного прекращения обязан представить собранию кредиторов отчет о своей деятельности. Данный отчет рассматривается собранием кредиторов и не позднее чем через пять дней после даты проведения собрания кредиторов вместе с протоколом собрания кредиторов направляется в арбитражный суд. Утверждение отчета внешнего управляющего арбитражным судом, согласно п. 1 ст. 93 является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Об утверждении отчета внешнего управляющего выносится определение, в котором арбитражный суд при наличии соответствующего ходатайства от кредиторов устанавливается и срок окончания расчетов с ними. Данный срок не может превышать шесть месяцев с даты вынесения определения. Производство по делу о банкротстве в указанном случае прекращается после окончания расчетов со всеми кредиторами.
Если в указанный срок расчеты с кредиторами произведены не будут, то арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Следует отметить, что согласно п. 2 ст. 96 Нового Закона при завершении внешнего управления принятием мирового соглашения или погашением требований кредиторов внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до момента назначения (избрания) нового руководителя. Полномочия иных органов управления должника и собственника имущества должника в данном случае восстанавливаются.
Новый Закон, как и Закон о банкротстве, предусматривает, что прекращение внешнего управления влечет и прекращение полномочий внешнего управления.
Конкурсное производство - процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Новый Закон о банкротстве, как и действующий Закон о банкротстве, предусматривает обязательное открытие конкурсного производства после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. В настоящее время, даже если в ходе судебного разбирательства было установлено, что поступлений денежных средств на счет от физических и юридических лиц не ожидается, имущество у него отсутствует, арбитражный суд, признав должника банкротом, обязан принять решение об открытии конкурсного производства. В противном случае решение будет отменено вышестоящей инстанцией.
В соответствии со ст. 49 Нового Закона о банкротстве решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается лишь при установлении признаков банкротства (о них уже говорилось ранее).
В соответствии с Новым Законом решения об открытии конкурсного производства и о признании банкротом должника - юридического лица и о признании банкротом индивидуального предпринимателя будут отличаться. В первом случае будут содержаться указания о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и о назначении конкурсного управляющего, а во втором - о признании утратившей силу регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя.
Следует отметить, что решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено арбитражным судом.
В Законе о банкротстве срок проведения конкурсного производства не определен. Поэтому конкурсное производство дел, по которым было установлено, что должник не имеет имущество и поступлений от физических и юридических лиц не ожидается, длится годами. Статьей 97 Нового Закона о банкротстве предусмотрено, что срок проведения конкурсного производства не может превышать один год, но арбитражный суд вправе продлить указанный срок на шесть месяцев. Однако при необходимости срок конкурсного производства может быть увеличен арбитражным судом сверх указанных сроков.
Продолжительность периода проведения конкурсного производства зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, которые необходимы для реализации мероприятий. Например, анализа финансового состояния должника, принятия мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, конкурсным управляющим. Однако напрашивается вопрос: до каких пределов может быть увеличен срок конкурсного производства сверх установленных сроков. Не получится ли на практике, что срок конкурсного производства будет продлеваться бесконечно.
При ежегодном росте количества рассматриваемых дел о банкротстве арбитражными судами представляется целесообразным установление предельного срока для проведения конкурсного производства.
Сообщение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства будет публиковать арбитражный суд, принявший решение (ст. 50), а сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, которые будут также содержать информацию о сроке предъявления кредиторами требований к должнику - банкроту, - конкурсный управляющий (ст. 100).
Сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства согласно Закону о банкротстве подлежат обязательному опубликованию в Вестнике ВАС РФ. Статьями 50 и 100 Нового Закона о банкротстве предусмотрено, что данные сведения будут публиковаться не только в Вестнике ВАС РФ, но и в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве. Каким образом будет определяться дата публикации сведений, необходимая для определения срока на предъявления требований кредиторов к должнику, когда Новый Закон устанавливает два обязательных источника публикации, выявит складывающаяся арбитражная практика. В настоящее время Вестник ВАС РФ, печатая объявления о банкротстве, указывает дату публикации.
Новый Закон о банкротстве в отличие от Закона о банкротстве указывает, что публикация сведений о банкротстве производится за счет должника. Однако в соответствии со ст. 50 Нового Закона при отсутствии у должника средств публикация сведений о банкротстве производится за счет средств кредитора, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
В таком же порядке будет опубликовываться и сообщение об отмене решения арбитражного суда о признании должника банкротом.
Новый Закон о банкротстве более мягко устанавливает срок на предъявление требований кредиторов: он не может быть менее двух месяцев с даты публикации.
В соответствии с Законом о банкротстве при открытии конкурсного производства наступают определенные последствия. Запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), погашение его обязательств. Сроки исполнения всех обязательств считаются наступившими. Прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности организации - должника. Все претензии имущественного характера могут быть предъявлены к должнику только в рамках конкурсного производства.
Новым Законом о банкротстве, кроме перечисленных, предусмотрены еще два последствия открытия конкурсного производства (ст. 98): сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер, либо являться коммерческой тайной, и снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Введение (наложение) новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом должника не допускается.
При принятии решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьями 71 - 72 Нового Закона о банкротстве (об этом уже говорилось ранее).
Закон о банкротстве предусматривает назначение одного конкурсного управляющего. Согласно ст. 99 Нового Закона о банкротстве по ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием (комитетом) кредиторов арбитражным судом может быть назначено несколько конкурсных управляющих. Суд будет не только распределять обязанности между конкурсными управляющими в зависимости от сложности выполняемых задач, но и определять пределы ответственности каждого из них.
Как уже говорилось ранее, при осуществлении своих прав и обязанностей конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов.
Согласно Закону о банкротстве собрание кредиторов осуществляет контроль за действиями конкурсного управляющего. Однако данный закон не устанавливает механизм реализации этой нормы. Новый Закон о банкротстве не только вводит указанную норму, но и конкретизирует ее. В соответствии со ст. 115 конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету (собранию) кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия и в процессе конкурсного производства, а также иную информацию. Конкурсный управляющий также обязан по требованию арбитражного суда представить арбитражному суду все сведения, касающиеся проведения процедуры конкурсного производства. Новым Законом в статье 116 предусматривается, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания (комитета) кредиторов отстраняет конкурсного управляющего от выполнения своих функций и назначает нового конкурсного управляющего. Как уже отмечалось ранее, согласно ст. 21 Нового Закона о банкротстве неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на конкурсного управляющего обязанностей, которое повлекло убытки для должника или кредиторов, может являться основанием для отзыва лицензии конкурсного управляющего.
О правах и обязанностях конкурсного управляющего уже говорилось, поэтому коснемся этого вопроса лишь вскользь. При осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий вправе предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. Размер таких требований определяется исходя из разницы между суммой требований кредиторов и конкурсной массой. Взысканные суммы включаются в конкурсную массу.
Закон о банкротстве определяет конкурсную массу как имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства, а Новый Закон в ст. 103 - как имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное во время процедуры конкурсного производства.
В соответствии с п. 2 ст. 103 Нового Закона о банкротстве из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное данным законом.
Согласно Новому Закону (п. 4 ст. 104), как и Закону о банкротстве, в конкурсную массу не включаются следующие объекты: жилищный фонд, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно важные для данного региона. Они должны быть приняты на баланс соответствующих местных органов власти или органов государственной власти. Однако, как правило, последние отказывались это делать, а указанный закон не давал ответа на вопрос: "Каковы должны быть действия конкурсного управляющего, если органы местного самоуправления и государственной власти не принимают указанные объекты на свой баланс. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дает однозначный ответ на данный вопрос: обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.
В ст. 102 Нового Закона, как и в Законе о банкротстве, предусматривается, что в процессе конкурсного производства конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов.
В целях правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.
После того как проведена инвентаризация и оценка имущества должника, конкурсный управляющий согласно Новому Закону о банкротстве приступает к продаже этого имущества на открытых торгах, если собранием (комитетом) кредиторов не установлен иной порядок продажи.
Законом о банкротстве установлено, что конкурсный управляющий приобретает право распоряжения имуществом, но собранию кредиторов принадлежат функции управления. Оно дает разрешение конкурсному управляющему на совершение отдельных сделок, связанных с отчуждением имущества должника, решает вопросы о начале продажи, форме продажи, а также о начальной цене имущества организации - должника.
Согласно п. 2 ст. 98 и п. 1 ст. 101 Нового Закона о банкротстве конкурсному управляющему с момента его назначения арбитражным судом переходят все полномочия по распоряжению имуществом должника. Собрание (комитет) кредиторов в соответствии с п. 1 ст. 112 должен будет лишь одобрять порядок и сроки продажи имущества должника.
Новый Закон в ст. 113 в отличие от Закона о банкротстве предусматривает продажу (уступку) прав требований. Конкурсный управляющий вправе выставить на открытые торги права требования должника, если иной порядок продажи (уступки) не установлен собранием (комитетом) кредиторов. Необходимость введения указанной нормы подтверждается арбитражной практикой: в большинстве дел, по которым открыто конкурсное производство, должник имеет не только кредиторскую, но и дебиторскую задолженность. Данная норма позволит ускорить проведение процедуры конкурсного производства.
Хочется обратить внимание еще на одно нововведение Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". В ст. 105 указанного закона устанавливается, что конкурсный управляющий обязан использовать в процессе конкурсного производства только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет).
Иные счета должника в банках и иных кредитных организациях, известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в процессе конкурсного производства, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств с таких счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
На основной счет должника согласно Новому Закону о банкротстве будут также зачисляться денежные средства, поступающие в процессе конкурсного производства. С основного счета будут осуществляться и выплаты кредиторам.
С основного счета в соответствии с Новым Законом будут оплачиваться следующие расходы: расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника; расходы, связанные с публикацией объявления о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника; иные расходы, связанные с осуществлением процедуры конкурсного производства.
Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий будет представлять собранию или комитету кредиторов в любое время по его требованию.
Особое внимание хотелось бы уделить очередности погашения задолженности. Правила очередности удовлетворения требований кредиторов установлены статьей 64 Гражданского кодекса РФ. Статья 106 Нового Закона содержит обязательную для юридических лиц - банкротов очередность удовлетворения требований кредиторов, а именно:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Перечень требований, удовлетворяемых вне очереди, более детализирован в п. 1 ст. 106 Нового Закона по сравнению с Законом о банкротстве: вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, а также удовлетворяются требования по обязательствам должника, возникшим в период наблюдения, в процессе внешнего управления и конкурсного производства.
Представляется целесообразным расходы, предусмотренные ст. 35 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.93, связанные с оплатой стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам в связи с прекращением и расторжением трудового договора (контракта) в случае переезда работника к новому месту жительства, также относить к требованиям, удовлетворяемым вне очереди.
В отличие от Закона о банкротстве Новый Закон предусматривает особенности банкротства отдельных категорий, устанавливая в некоторых случаях отличную от общей очередность удовлетворения требований кредиторов.
При банкротстве гражданина очередность удовлетворения требований, предусмотренная Новым Законом о банкротстве, идентична очередности, установленной ст. 25 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 147 Нового Закона в случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и открытии конкурсного производства требования кредиторов пятой очереди разбиваются на несколько подочередей и удовлетворяются в следующем порядке:
в первую очередь - требования кредиторов по договорам личного обязательного страхования;
во вторую очередь - требования кредиторов по иным договорам обязательного страхования;
в третью очередь - требования иных кредиторов - страхователей (выгодоприобретателей), в том числе требования страхователей (выгодоприобретателей) по страховым договорам, заключенным страховой организацией в качестве страховщика, по которым страховой случай не наступил до даты принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и открытия в отношении нее конкурсного производства, но которые прекращаются в связи с принятием арбитражным судом указанного решения. Страхователи (выгодоприобретатели) по страховым договорам, страховой случай по которым не наступил до даты признания должника - страховой организации банкротом, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице срока действия договора и срока, в течение которого осуществлялось страхование, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако указанная категория страхователей утрачивает право требования при продаже имущественного комплекса страховой организации, осуществляемой только при согласии покупателя принять на себя договоры, по которым страховой случай не наступил до даты признания должника - страховой организации банкротом.
Новый Закон в отличие от Закона о банкротстве устанавливает, каким образом определяется размер требований каждой очереди. Этому посвящены ст. ст. 107, 108, 109, 110, 111. Остановимся лишь на основных моментах определения размера требований.
Первая очередь. Согласно ст. 107 Нового Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей на день принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Если возраст гражданина превышает семьдесят лет, то период для капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет. Следует также отметить, что при наличии согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации и исполняется Российской Федерацией в соответствии с законом и в порядке, определяемом Правительством РФ.
Вторая очередь. Размер требований по выплате выходных пособий и оплате труда в соответствии со ст. 108 определяется как непогашенная задолженность, образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом. В общую сумму задолженности должника перед кредиторами второй очереди включаются также выполненные не в полном объеме обязательства по оплате труда и выплате выходных пособий в период после принятия к производству заявлений о признании должника банкротом, а также суммы, не выплаченные до вступления решения в законную силу.
Видимо, моральный вред, причиненный гражданам в связи с невыплатой заработной платы, подлежит удовлетворению в составе требований пятой очереди.
Третья очередь. При ликвидации юридического лица, в том числе в порядке банкротства, имущество должника, признанного арбитражным судом банкротом, которое являлось предметом залога, подлежит включению в общую конкурсную массу имущества, а требования кредитора-залогодержателя подлежат удовлетворению за счет всего имущества должника, оставшегося после удовлетворения первых двух очередей, в том числе не являющегося предметом залога (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 1996 г. N 6/8).
Новый Закон о банкротстве в ст. 109 воспроизводит указанное положение: требования кредитора по обязательству, обеспеченному залогом, подлежат удовлетворению за счет всего имущества должника, в том числе не являющегося предметом залога. Однако следует обратить внимание, что в составе требований третьей очереди учитывается только задолженность по обязательству в части, обеспеченной залогом. Задолженность по обязательствам в части, не обеспеченной залогом, учитывается конкурсным управляющим в составе требований пятой очереди, то есть в данном случае кредитор будет являться одновременно очередником третьей и пятой очереди.
Четвертая очередь. Размер требований по обязательным платежам в соответствии со ст. 110 определяется как задолженность (недоимки), образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом. В общую сумму задолженности должника перед кредиторами четвертой очереди включаются также перечисленные не в полном объеме обязательные платежи, а также суммы, не выплаченные до вступления решения в законную силу.
Согласно Новому Закону о банкротстве пени (штрафы) и иные финансовые (экономические) санкции подлежат удовлетворению в составе требований пятой очереди.
Пятая очередь. Новым законом о банкротстве в ст. 111 предусматривается, что при определении размера требований кредиторов пятой очереди учитываются требования по гражданско - правовым обязательствам за исключением требований граждан о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, требований по обязательствам, обеспеченным залогом, и требований участников юридического лица, вытекающих из такого участия.
В соответствии с Новым Законом только после погашения основной задолженности кредиторам пятой очереди и причитающихся им процентов конкурсный управляющий начнет погашать требования по возмещению убытков, взысканию неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, которые им учитывались отдельно в реестре требований кредиторов.
После определения очередности погашения задолженности конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований, который ведется согласно ст. 15 Нового Закона о банкротстве.
Конкурсный управляющий в двухнедельный срок с момента получения соответствующих требований вносит запись в реестр требований кредиторов. В течение месяца конкурсный управляющий уведомляет кредиторов о результатах рассмотрения.
В реестр требований кредиторов конкурсный управляющий включает установленные (бесспорные) требования, требования, которые не оспариваются должником, а также иные требования, установленные арбитражным судом (ст. ст. 4, 46, 63 и 75 Нового Закона о банкротстве).
Конкурсный управляющий после закрытия реестра начинает производить расчеты с кредиторами в очередности, установленной Новым Законом о банкротстве.
Порядок расчетов с кредиторами практически не претерпел изменения по сравнению с Законом о банкротстве. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (ст. 114). При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не предусмотрено Новым Законом.
Требования кредиторов, которые были заявлены после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Если требования кредиторов первой и четвертой очереди были предъявлены до окончания расчетов со всеми кредиторами, но после закрытия реестра требований кредиторов, то они также подлежат удовлетворению. До полного удовлетворения таких требований удовлетворение требований других очередей приостанавливается.
Требования кредиторов третьей и четвертой очередей, представленные в срок, установленный на предъявление требований кредиторов (ст. 100), но не признанные конкурсным управляющим, удовлетворяются в том же порядке при наличии вступившего в законную силу решения арбитражного суда об их удовлетворении.
Новым Законом о банкротстве, как и Законом о банкротстве, предусматривается, что требования кредиторов, которые не могут быть удовлетворены из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными также считаются требования кредиторов, которые были отклонены конкурсным управляющим и не оспорены кредиторами или которые были признаны арбитражным судом необоснованными.
Новый Закон о банкротстве вводит новую норму: в соответствии с п. 7 ст. 114 кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в процессе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника. Такое требование может быть предъявлено в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве.
Как и Закон о банкротстве, Новый Закон предусматривает, что после завершения всех расчетов конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности. Однако в соответствии с Новым Законом о банкротстве к отчету конкурсного производства будут прилагаться не ликвидационный баланс, документы об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов и декларация о доходах и имущественном положении конкурсного управляющего, а документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
В Законе о банкротстве упоминается о денежных средствах, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, однако не определяется порядок их использования. Новый Закон о банкротстве детально определяет порядок реализации имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов. В соответствии со ст. 118 Нового Закона об имуществе, которое предлагалось к продаже, но не было реализовано в процессе конкурсного производства, при отсутствии заявлений собственника, учредителей (участников) должника о правах на это имущество конкурсный управляющий уведомляет уполномоченные органы соответствующего муниципального образования. Не позднее одного месяца с момента получения уведомления уполномоченные органы соответствующего муниципального образования принимают указанное имущество на баланс и несут все расходы по его содержанию.
Как и Закон о банкротстве, Новый Закон предусматривает, что после рассмотрения отчета о результатах проведения процедуры конкурсного производства, представленного конкурсным управляющим, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства (ст. 119). Однако, если Законом о банкротстве не указывался срок представления указанного определения конкурсным управляющим в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, то согласно Новому Закону такое определение должно быть предоставлено в орган, осуществляющий ведение реестра юридических лиц, в течение десяти дней.
Согласно Новому Закону о банкротстве с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.
Мировое соглашение
Новый Закон о банкротстве, как и Закон о банкротстве, предусматривает, что мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Однако как уже было сказано ранее в соответствии с Новым Законом о банкротстве претерпели изменения сами стадии.
Закон о банкротстве содержит норму о том, что мировое соглашение может быть заключено лишь в отношении требований четвертой и последующих очередей. Поэтому при применении данного закона в арбитражной практике возникал вопрос: "Может ли быть утверждено арбитражным судом мировое соглашение, если должником не погашены или не могут быть своевременно погашены требования, отнесенные к первой - четвертой очередям, установленные пунктом 1 статьи 64 ГК РФ, а также требования, удовлетворяемые вне очереди в соответствии со статьей 30 Закона о банкротстве?" В информации ВАС РФ от 07.08.97 N 20 "Обзор практики рассмотрения арбитражными
судами дел о несостоятельности (банкротстве)" в пункте 27 указывалось, что такое мировое соглашение не может быть заключено.
Новый Закон о банкротстве дает однозначный ответ на данный вопрос: мировое соглашение может быть заключено только после погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди (п. 1 ст. 123). Таким образом, Новый Закон воспринял сложившуюся арбитражную практику.
Новый Закон о банкротстве более детально по сравнению с Законом о банкротстве определяет процедуру принятия решения о заключении мирового соглашения.
Согласно пункту 2 статьи 120 мировое соглашение может быть заключено как от имени конкурсных кредиторов, так и от имени должника.
Новым Законом о банкротстве допускается участие в мировом соглашении третьих лиц. В соответствии с пунктом 3 статьи 120 они будут принимать на себя обязанности, предусмотренные мировым соглашением.
От имени конкурсных кредиторов решение о заключении мирового соглашения согласно Новому Закону принимается собранием кредиторов. Такое решение принимается большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом. От имени должника решение о заключении мирового соглашения принимается соответственно гражданином - должником или руководителем должника, внешним или конкурсным управляющим. Должник, внешний управляющий или конкурсный управляющий в течение пяти дней с момента подписания мирового соглашения должен представить арбитражному суду заявление об утверждении мирового соглашения (п. 2 ст. 123).
В соответствии с Новым Законом о банкротстве, как и с Законом о банкротстве, мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом.
Новый Закон о банкротстве по сравнению с Законом о банкротстве изменил перечень прилагаемых к заявлению об утверждении мирового соглашения документов. Помимо текста мирового соглашения, будут прилагаться протокол собрания кредиторов; список всех конкурсных кредиторов с указанием их адресов и сумм задолженности; документы, подтверждающие погашение задолженности кредиторов первой и второй очереди; письменные возражения конкурсных кредиторов, которые не принимали участия в голосовании или голосовали против заключения мирового соглашения вместо бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов; списка кредиторов четвертой и последующих очередей с указанием их адресов и суммы задолженности; справки о сумме задолженности по требованиям, на которые мировое соглашение не распространяется.
О дате рассмотрения мирового соглашения арбитражный суд извещает стороны. Однако неявка извещенных лиц не препятствует рассмотрению дела (п. 4 ст. 123). Аналогичная норма содержится и в Законе о банкротстве (п. 2 ст. 42).
При применении Закона о банкротстве в арбитражной практике возникал вопрос: "Обоснованно ли арбитражный суд прекращал производство по делу о банкротстве организации в случае заключения должником мирового соглашения с кредиторами в период проведения внешнего управления". В Обзоре практики применения арбитражными судами законодательства о банкротстве в пункте 8 указывалось, что арбитражный суд вправе в данном случае прекращать производство по делу о банкротстве. При применении Нового Закона о банкротстве данного вопроса не возникнет. В соответствии с пунктом 4 статьи 120 Нового Закона о банкротстве в определении об утверждении мирового соглашения указывается и о прекращении производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается в процессе конкурсного производства, то арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения.
Утверждение мирового соглашения в наблюдении или в процессе внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. При утверждении мирового соглашения в процессе внешнего управления прекращается мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Если мировое соглашение утверждено арбитражным судом в период конкурсного производства, то решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не подлежит исполнению (п. 3 ст. 124).
Следует также отметить, что с момента утверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращаются полномочия временного управляющего, внешнего управляющего, а также конкурсного управляющего. Однако согласно статье 69 Нового Закона о банкротстве с момента введения внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности, и управление делами возлагается на внешнего управляющего. Поэтому возникает вопрос: "Если полномочия внешнего управляющего, а также конкурсного управляющего прекращаются, а руководитель должника отстранен от должности, то кто же будет производить погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с условиями мирового соглашения?" В Новом Законе о банкротстве в пункте 4 статьи 124 дается ответ на данный вопрос: внешний управляющий, конкурсный управляющий должника - юридического лица продолжают исполнять свои полномочия до момента назначения (избрания) руководителя должника.
Дата вступления мирового соглашения в силу осталась прежней: со дня утверждения мирового соглашения арбитражным судом.
Мировое соглашение является обязательным для конкурсных кредиторов и должника. Односторонний отказ от мирового соглашения, вступившего в законную силу, не допускается.
Какова же форма и содержание мирового соглашения?
Мировое соглашение, согласно Новому Закону о банкротстве, как и Закону о банкротстве, заключается в письменной форме. Однако в Новом Законе перечислен круг лиц, которые должны подписать мировое соглашение (п. 2 ст. 121): гражданин - должник или руководитель должника, внешний или конкурсный управляющий от имени должника; лицо, уполномоченное собранием кредиторов от имени кредиторов; от третьих лиц, если они участвуют в мировом соглашении - соответственно гражданин, руководитель организации или их представитель.
Согласно Новому Закону о банкротстве мировое соглашение обязательно должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением взамен отступного, новацией обязательства, путем прощения долга либо иными способами, предусмотренными законодательством РФ. Стороны в соответствии с Новым Законом вправе включить в мировое соглашение условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств; об уступке прав требования должника; об исполнении обязательств третьими лицами; о скидке с долга; об обмене требований на акции; об удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими федеральным законам и иным правовым актам РФ.
В Обзоре практики применения арбитражными судами законодательства о банкротстве в пункте 23 указывалось, что оказание финансовой поддержки организации-должнику путем предоставления ей рассрочки, отсрочки и(или) скидки с долгов, причитающихся кредиторам, является предметом мирового соглашения и не может рассматриваться как средство санации должника.
В Новом Законе о банкротстве сохранена норма о том, что условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения, а также голосовавших против его заключения, не могут быть хуже, чем подавших голоса за его заключение кредиторов той же очереди.
Следует также отметить, что арбитражный суд вправе отказать в утверждении мирового соглашения в случаях: нарушения порядка заключения мирового соглашения, который установлен статьей 120 Нового Закона и о котором уже шла речь; несоблюдения формы мирового соглашения; нарушения прав третьих лиц; если условия мирового соглашения противоречат федеральным законам и иным правовым актам РФ.
При отказе в утверждении мирового соглашения суд выносит определение, которое может быть обжаловано. Если арбитражным судом вынесено такое определение, то наступают определенные последствия: утвержденное мировое соглашение считается незаключенным. Однако это не препятствует заключению нового мирового соглашения (ст. 126).
Мировое соглашение может быть признано недействительным и расторгнуто. Рассмотрим, в каких случаях это возможно и отличаются ли эти процедуры в Новом Законе о банкротстве и в Законе о банкротстве.
В Новом Законе о банкротстве расширен круг лиц, обладающих правом подачи заявления о признании недействительным мирового соглашения в арбитражный суд. Такое заявление вправе подать в арбитражный суд не только любой из кредиторов, но должник и прокурор.
В статье 127 Нового Закона перечисляются основания, при наличии которых мировое соглашение может быть признано недействительным. В частности, к ним относится содержание в мировом соглашении условий, предусматривающих преимущества для отдельных кредиторов или условий, ущемляющих права и законные интересы отдельных кредиторов, если исполнение мирового соглашения может привести должника к банкротству.
В случае признания мирового соглашения недействительным арбитражный суд возобновляет производство по делу, о чем выносит определение, которое может быть обжаловано.
Важно отметить, что признание мирового соглашения арбитражным судом недействительным согласно пункту 3 статьи 128 Нового Закона о банкротстве не влечет обязанности кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности. Так же согласно Новому Закону требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения, не противоречащих этому закону, считаются погашенными. Если же требования кредиторов были удовлетворены на условиях, предусматривающих преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, то указанные кредиторы обязаны возвратить все полученное в порядке исполнения мирового соглашения.
Новым Законом о банкротстве, как и Законом о банкротстве, предусматривается, что признание мирового соглашения недействительным является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве. В соответствии с пунктом 1 статьи 128 Нового Закона данное определение может быть обжаловано.
Согласно Новому Закону о банкротстве, как и Закону о банкротстве, сообщение о возобновлении производства по делу о банкротстве должника в случае признания мирового соглашения недействительным публикуется арбитражным судом за счет должника. Однако в соответствии с Новым Законом данное сообщение будет публиковаться не только в Вестнике ВАС РФ, но и в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Перечисленные последствия, согласно Новому Закону о банкротстве, наступают и в случае расторжения мирового соглашения арбитражным судом, которое возможно, если должником не исполняются условия мирового соглашения в отношении не менее 1/3 требований кредиторов. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 129 Нового Закона не допускается расторжения мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником. Следует также отметить, что согласно пункту 2 статьи 129 расторжение мирового соглашения по решению арбитражного суда в отношении отдельного кредитора не влечет расторжения мирового соглашения в отношении остальных кредиторов.
Новым Законом о банкротстве предусматриваются и последствия неисполнения мирового соглашения (ст. 130). Так, например, в случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить требования в объеме, предусмотренном соглашением. В случае возбуждения дела о банкротстве объем требований кредиторов, в отношении которых заключено мировое соглашение, определяется условиями, предусмотренными мировым соглашением.
При невыполнении условий мирового соглашения по делам о банкротстве исполнительный лист для принудительного исполнения мирового соглашения арбитражным судом не выдается. Таким образом, статья 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ "Исполнительный лист" по делам о банкротстве не применяется.
------------------------------------------------------------------
Название документа