Организация осуществляет предпринимательскую деятельность по содержанию и эксплуатации залов игровых автоматов. В заявлении о регистрации объектов налогообложения (изменения или уменьшения количества объектов) отсутствует графа для указания даты установки и выбытия объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес (игрового автомата). Организация самостоятельно указывает дату установки и выбытия объекта в указанном заявлении. Например, 28 июня 2006 г. подано заявление о регистрации игровых автоматов. При этом в заявлении указано, что игровые автоматы будут введены в эксплуатацию 1 июля 2006 г. Дата установки и выбытия игровых автоматов подтверждается актами ввода или вывода игровых автоматов из эксплуатации. С какой даты объект налогообложения считается зарегистрированным (выбывшим)? С какой даты у организации возникает обязанность по исчислению налога на игорный бизнес? Имеет ли право организация эксплуатировать игровые автоматы после подачи заявления о регистрации уменьшения количества игровых автоматов?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 сентября 2006 г. N 03-06-05-03/25

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке исчисления налога на игорный бизнес и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 364 гл. 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) игорный бизнес - это предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр, не являющаяся реализацией товаров, работ или услуг.

При этом плательщиками налога на игорный бизнес признаются, в частности, организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 Кодекса).

На основании ст. 366 Кодекса каждый объект обложения налогом на игорный бизнес (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы) подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки этого объекта. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта.

Объект обложения налогом на игорный бизнес считается зарегистрированным (выбывшим) с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объектов (изменения или уменьшения количества объектов) налогообложения (п. 4 ст. 366 Кодекса).

Учитывая положения указанных статей, а также то обстоятельство, что гл. 29 Кодекса не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения, а налоговый орган лишен возможности в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль, считаем, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает с даты подачи заявления о регистрации объекта налогообложения. Соответственно, указанный объект налогообложения будет считаться выбывшим с даты представления в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения. Указанная позиция Департамента подтверждается, в частности, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2006 N 11390/05.

Таким образом, эксплуатация игровых автоматов после представления в налоговый орган заявления о регистрации уменьшения количества объектов налогообложения влечет наличие у налогоплательщика объектов налогообложения и их эксплуатацию без регистрации.

Одновременно сообщаем, что нарушение требований о регистрации влечет применение к налогоплательщику ответственности, предусмотренной п. 7 ст. 366 Кодекса. Вместе с тем сообщаем, что согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса в случае выполнения налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах, данных уполномоченным финансовым органом в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов), он не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

01.09.2006