Российское внешнеэкономическое объединение имеет представительства на территории иностранных государств. Работники представительств являются гражданами РФ. Зарплата указанным работникам выплачивается за счет средств объединения, переводимых на содержание представительств. Налоговый статус работников определяется как НК РФ, так и межправительственными соглашениями об избежании двойного налогообложения, имеющими приоритет над национальным законодательством. В данных соглашениях налоговый статус физлица устанавливается не только на основании периода его пребывания на территории иностранного государства, но и на основании таких признаков, как гражданство, наличие постоянного жилья, места регистрации и т. п. Правильно ли мы считаем, что в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения работники представительств объединения являются налоговыми резидентами РФ независимо от времени пребывания за пределами РФ и их доходы подлежат обложению НДФЛ в РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 августа 2006 г. N 03-05-01-04/254

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО (далее - Объединение) по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц сотрудниками Объединения, работающими в иностранных государствах, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации разъясняет следующее.

В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации признаются плательщиками налога на доходы физических лиц, полученные ими от источников в Российской Федерации и иностранных государствах, а физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, - только по доходам от источников в Российской Федерации.

Налоговыми резидентами Российской Федерации считаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Следовательно, работники Объединения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации в течение более 183 дней в каждом календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса установлено, что вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

То есть отнесение получаемого физическим лицом вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей к тому или иному источнику дохода не зависит от источника финансирования расходов на выплату такого вознаграждения, а определяется исключительно территориальным нахождением места, где соответствующие обязанности выполняются.

Поскольку работники Объединения получают вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, то такие доходы относятся к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Таким образом, работники Объединения, выполняющие трудовые обязанности на территории иностранного государства в течение более 183 дней в каждом календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации и не получают доходов от источников в Российской Федерации. Соответственно, такие работники не являются плательщиками налога на доходы физических лиц в отношении вознаграждения, выплачиваемого за работу в иностранном государстве, независимо от каких-либо иных условий.

У таких работников отсутствует объект налогообложения налогом на доходы физических лиц, определяемый в соответствии со ст. 209 Кодекса, а у Объединения в отношении указанных работников не возникает обязанностей налогового агента.

Что касается международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения, то положения таких соглашений, устанавливающие критерии отнесения физических лиц к резидентам одного из договаривающихся государств, применяются только в тех случаях, когда какое-либо физическое лицо признается налоговым резидентом в соответствии с внутренним законодательством каждого из договаривающихся государств одновременно в обоих этих государствах, то есть в случаях так называемого двойного резидентства. Поскольку физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, в соответствии с Кодексом не признаются налоговыми резидентами Российской Федерации, то проблема двойного резидентства физического лица не возникает и оснований для применения упомянутых положений соглашений об избежании двойного налогообложения не имеется.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 1 января 2007 г. порядок признания физических лиц налоговыми резидентами Российской Федерации будет определяться положениями п. п. 2 и 3 ст. 207 Кодекса, которые, однако, принципиально не изменяют существующий порядок признания налоговыми резидентами физических лиц, не являющихся военнослужащими, а также сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

31.08.2006