Учредители акционерного общества

(Шапкина Г. С.) ("Право и экономика", N 1, 1998) Текст документа

УЧРЕДИТЕЛИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Г. С. ШАПКИНА

Шапкина Галина Сергеевна Судья Высшего Арбитражного Суда РФ. Заслуженный юрист РФ. Кандидат юридических наук, член - корреспондент РАЕН (отделение проблем управления). Специалист по гражданскому праву. Научная проблематика: правовое регулирование экономических отношений, обязательственное право, законодательство об акционерных обществах, деятельность арбитражных судов. Родилась 1 августа 1930 г. в г. Раменское Московской области. В 1952 г. окончила МЮИ. С 1989 г. по настоящее время - ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения. С 1996 г. по настоящее время - судья ВАС РФ. Арбитр Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ. Автор многочисленных публикаций, в т. ч.: "Федеральный закон "Об акционерных обществах". Сфера действия и практика применения", 1997; "Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах", 1996 (отв. редактор, автор нескольких глав); соавтор Комментария к части второй ГК РФ, 1996.

По закону учредителями акционерного общества могут быть граждане и юридические лица (ст. 66 ГК РФ, ст. 10 Закона "Об акционерных обществах"). Это общее положение конкретизировано и в других нормах законодательства, определяющих порядок и условия создания обществ, устанавливающих специальные требования, предъявляемые в ряде случаев к учредителям, а для некоторых категорий юридических лиц - вводящих ограничения на участие в хозяйственных обществах. Положения законов не всегда трактуются однозначно, что создает трудности при их применении. Отчасти это объясняется недостаточной согласованностью действующих правовых норм.

Для осуществления гражданином или юридическим лицом своего права на учреждение хозяйственного общества необходимо наличие, по крайней мере, трех условий: 1) Соответствующим образом выраженной и юридически закрепленной воли этих лиц, направленной на создание общества. Выражением ее является единогласно принятое учредителями решение. Оно оформляется в виде решения собрания учредителей, в котором отражаются результаты голосования по основным вопросам создания общества: об учреждении его, утверждении устава, оценки имущества, вносимого учредителями в оплату акций. Единогласие по всем этим вопросам необходимо, поскольку никто, помимо его воли, не может быть принужден к участию в обществе на неприемлемых для него условиях. Этим же собранием формируются органы управления общества, для избрания которых необходимо квалифицированное большинство голосов учредителей - в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди них акции (ст. 9 Закона "Об акционерных обществах" - далее Закон). 2) Учредители должны принять на себя обязательства по участию в создании общества, за выполнение которых будут нести ответственность. В этих целях ими заключается договор, который определен в законе как договор о совместной деятельности по учреждению общества <*>. В нем решаются не только организационные вопросы, но и указываются наиболее существенные данные, характеризующие создаваемое общество, в том числе - размер его уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей. Закон устанавливает, что учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с созданием общества и возникающим до его государственной регистрации. Общество отвечает по таким обязательствам лишь в случае последующего одобрения действий учредителей общим собранием акционеров (п. 3 ст. 10 Закона). -------------------------------- <*> Указанный договор не относится к учредительным документам общества (к последним в акционерных обществах отнесен только устав), а является гражданско - правовым договором о совместной деятельности, на который распространяются все нормы гражданского законодательства о договорах и сделках, в том числе об основаниях признания их недействительными и о применении последствий недействительности сделок (п. 1 ст. 98 ГК РФ, п. 5 ст. 9 Закона "Об акционерных обществах", п. 3 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах").

3) Наличие нужного капитала у учредителей. Закон (ст. 26) определяет минимальный размер уставного капитала акционерного общества: не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда - для открытых обществ и не менее стократного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества - для закрытых. Во многих случаях при создании обществ формируемый уставный капитал значительно превышает эти размеры. Не менее 50 процентов уставного капитала должно быть оплачено к моменту регистрации общества, а оставшаяся часть - в течение года после ее проведения. Но для отдельных групп обществ, создаваемых, например, в банковской сфере, специальным законодательством установлены иные, более жесткие требования. Банки должны иметь значительно больший размер уставного капитала <*>, чем общества, не относящиеся к кредитным организациям. При этом оплата уставного капитала должна быть произведена его учредителями в полном размере в месячный срок с даты регистрации банка (кредитной организации) <**>. -------------------------------- <*> Статья 11 Федерального закона РФ "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г.) - далее Закон о банках. // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492. <**> Статья 15 Закона о банках, п. 16.3, 16.6 Инструкции Центрального банка РФ от 17 сентября 1996 г. N 8. // Вестник Банка России. 1996. N 46.

Закон "Об акционерных обществах" (ст. 34) не связывает оплату уставного капитала с источниками получения необходимых средств учредителями - собственные средства или заемные. Но для акционерных обществ в банковской сфере и здесь действуют более строгие правила. Учредителям банков и иных кредитных организаций запрещено использовать для оплаты уставного капитала привлеченные средства <*>. Все это влияет на определение круга лиц, которые могут выступать в качестве учредителей названных организаций, обусловливает введение определенных критериев и порядка проверки экономической состоятельности и надежности лиц, намеренных выступить в таком качестве. Так, для государственной регистрации банка и выдачи ему лицензий на осуществление банковской деятельности необходимо представить в Центральный банк Российской Федерации декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные Государственной налоговой службой Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал банка. Юридические лица, намеренные стать учредителями коммерческого банка, должны представить аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения ими обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года <**>. Установление для этих организаций более строгих требований направлено на создание гарантий и защиту интересов вкладчиков и иных клиентов (кредиторов) банков. -------------------------------- <*> См. пункт 13.5 Инструкции Центрального банка РФ от 17 сентября 1996 г. N 8. // Вестник Банка России. 1996. N 46. <**> Статья 14 Закона о банках.

В отношении физических лиц гражданское законодательство не предусматривает прямых запретов на участие в создании хозяйственных обществ <*>, кроме, естественно, общего требования о том, что принимать соответствующие решения и осуществлять юридически значимые действия по учреждению общества могут лишь дееспособные лица <**>. -------------------------------- <*> В силу должностного положения не могут быть учредителями акционерных обществ государственные служащие. Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 5 июля 1995 года запрещает государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц (п. 1 ст. 11). Принадлежащие государственному служащему акции на все время прохождения ими государственной службы должны быть переданы в доверительное управление (п. 2 ст. 11). <**> Недееспособные лица могут, вместе с тем, быть собственниками акций, - полученных по наследству, по договору дарения и так далее, - и в этом случае они пользуются имущественными правами, предоставляемыми соответствующими ценными бумагами, - правом на получение дивидендов, ликвидационной доли при ликвидации общества, - но управлять принадлежащим им имуществом (акциями), как и в других подобных случаях, будут их законные представители (родители, опекуны, попечители). См. ст. 28, 37, 38 ГК РФ; а также п. 7.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27. // Вестник ФКЦБ России. 1997. N 7 (12).

Применительно к юридическим лицам в законодательстве проводится дифференциация. Гражданский кодекс Российской Федерации (п. 4 ст. 66) и Закон "Об акционерных обществах" (п. 1 ст. 10) запрещают выступать в качестве учредителей хозяйственных обществ государственным органам и органам местного самоуправления, кроме случаев, когда иное предусмотрено специальными федеральными законами. Запрет распространяется на органы представительной, исполнительной и судебной власти, создаваемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Наиболее сложной является система органов исполнительной власти, поэтому при определении их круга иногда возникают трудности. Исходя из положений Конституции и норм Закона, не могут выступать в качестве учредителей акционерных обществ: - федеральные органы исполнительной власти, входящие в состав Правительства Российской Федерации, - министерства, государственные комитеты, ведомства; - органы, находящиеся в составе администрации субъектов Федерации, - управления, комитеты и другие. Не вправе быть учредителями акционерных обществ и государственные органы, образующие единую федеральную систему, осуществляющие функции государственного управления и контроля в центре и на местах. Например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, являющаяся федеральным органом исполнительной власти, и создаваемые ею территориальные органы, которые должны обеспечивать выполнение установленных законодательством норм и правил функционирования фондового рынка, реализацию принимаемых Федеральной комиссией решений, контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг <*>. В таком же положении находится Федеральная служба налоговой полиции, в состав которой входит Федеральный орган, действующий на правах комитета Российской Федерации, и подчиненные ему службы в республиках, краях, областях и так далее, вплоть до межрайонных (местных), наделенные предусмотренными законодательством властными полномочиями, и другие аналогичные органы. -------------------------------- <*> См. статьи 40, 47 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". // СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 1918.

Исключения из общего запрета на участие государственных органов в создании акционерных обществ установлены для немногих государственных структур. Это - Федеральный орган по управлению государственным имуществом (прежде - Госкомимущество России, сейчас - министерство) и соответствующие органы в субъектах Федерации. Участие их в создании акционерных обществ связано, главным образом, с проведением приватизации государственных и муниципальных предприятий. В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" <1> (далее Закон о приватизации) федеральный орган по управлению государственным имуществом вправе выступать учредителем акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации от имени Российской Федерации (при приватизации объектов федеральной собственности). Территориальные органы управления государственным и муниципальным имуществом выступают в подобных случаях учредителями акционерных обществ от имени субъектов Федерации и муниципальных образований. Нормы Закона, предусматривающие, что эти органы могут выступать учредителями акционерных обществ соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, основаны на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. До принятия Кодекса 1994 года они могли осуществлять эти функции от своего имении <2>. Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленумов от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <3> дали разъяснение о том, что акты о регистрации созданных после 7 декабря 1994 года хозяйственных обществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать такие общества предоставлено соответствующим органам федеральным законом или иными правовыми актами, изданными до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 26) <4>. В случаях, когда учредителем хозяйственного общества, созданного и зарегистрированного до 8 декабря 1994 года, в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил государственный орган или орган местного самоуправления, после введения в действие Кодекса его учредителем признаются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование <5>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3595. <2> См. пункт 3 Указа Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". // СЗ РФ. 1992. N 7. Ст. 386; Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий по управлению и распоряжению объектами государственной собственности" // САПП РФ. 1994. N 8. Ст. 593, а также Положения о названном Комитете и Фонде, изданные до принятия ГК РФ. <3> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. N 9. <4> Согласно статье 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" глава 4 Кодекса, определяющая порядок создания и правовое положение юридических лиц, вступила в силу с момента официального опубликования этого акта - 8 декабря 1994 года. <5> Пунктом 3 статьи 94 Закона "Об акционерных обществах" предусмотрено, что по вкладам государства или муниципальных образований права акционеров осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества или иные органы местного самоуправления, за исключением случаев передачи акций, находящихся в государственной собственности, в доверительное управление или в уставный капитал унитарных предприятий. В указанных случаях названные органы не являются учредителями обществ, а выполняют лишь полномочия, возложенные на них собственником (государством, муниципальным образованием).

Запрет на участие государственных органов в создании хозяйственных обществ касается, как уже отмечалось, системы властных структур, действующих и на федеральном уровне, и в регионах. Но органы государственной власти могут создавать не только наделенные властными полномочиями территориальные органы, но и учреждения, осуществляющие определенную профессиональную деятельность и являющиеся государственными организациями, но не выполняющие властно - управленческих функций в отношении иных субъектов. В их числе можно назвать научные учреждения, учреждения в области культуры, просвещения, здравоохранения и другие. На них не распространяется запрет, установленный для государственных органов, но действуют другие специальные правила. В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, финансируемые собственником, могут быть участниками хозяйственного общества, в том числе акционерного, с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Специализированными государственными учреждениями, о праве которых быть учредителями хозяйственных обществ говорится непосредственно в Законе, являются фонды государственного имущества. Федеральный фонд может выступать в таком качестве на основании поручения Правительства Российской Федерации <*>. Аналогичные учреждения, действующие в субъектах Российской Федерации, могут осуществлять функции учредителей хозяйственных обществ в соответствии с правилами, установленными правовыми актами субъектов Федерации. -------------------------------- <*> Статья 11 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

О праве образовательных учреждений быть учредителями хозяйственных обществ говорится в Законе "Об образовании" <*>. В большинстве же случаев в специальном законодательстве этот вопрос не затрагивается, и учреждения могут осуществлять функции учредителей в соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса с соблюдением предусмотренных ею условий. -------------------------------- <*> Пункт 4 статьи 43 Закона "Об образовании". // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

В практике возник вопрос о соотношении этой нормы со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает право учреждений, получающих доходы от деятельности, разрешенной им уставом, самостоятельно распоряжаться этими средствами. Какая из указанных норм должна иметь приоритет в случае создания учреждением акционерного общества с намерением использовать на эти цели собственные доходы? Анализ норм дает основания для признания приоритета за пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку именно в нем определены условия участия учреждений в хозяйственных обществах и никаких изъятий из устанавливаемого правила не предусмотрено. Таким образом, учреждение в любом случае может участвовать в создании и быть акционером общества лишь с согласия финансирующего его собственника. Это вытекает из специальной целенаправленности деятельности учреждений, не ориентированной, как правило, на коммерческие мероприятия. Разрешение собственника (для государственных учреждений - уполномоченного государством органа) может быть общим - для определенной категории учреждений - и индивидуальным. Общим является, например, содержащиеся в Законе "Об образовании" указание о том, что образовательные учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ, но вправе использовать на эти цели лишь средства, полученные ими от собственной деятельности, приносящей доходы. При отсутствии аналогичных норм учреждениям необходимо получать согласие собственника на участие в хозяйственном обществе в каждом отдельном случае. Дискуссионным оказался вопрос о возможности участия в хозяйственных обществах государственных и муниципальных предприятий, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения. Статья 66 Гражданского кодекса, устанавливающая запрет на участие в хозяйственных обществах для государственных органов и ограничение на такое участие для учреждений, о государственных и муниципальных предприятиях умалчивает. Различные мнения по этому поводу возникли в связи с толкованием статей 217 и 295 Гражданского кодекса Российской Федерации. Первая из них предусматривает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. При передаче имущества в счет оплаты акций (доли в уставном капитале) оно становится собственностью соответствующего хозяйственного общества. Поскольку такой способ перехода государственного имущества в собственность юридических лиц не предусмотрен законодательством о приватизации, сторонники широкого толкования статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации делают вывод о том, что государственные и муниципальные предприятия не могут вносить имеющееся у них на праве хозяйственного ведения имущество в качестве вклада в уставный капитал (в счет оплаты акций) создаваемых обществ, а следовательно, не могут выступать их учредителями. Но такой вывод не согласуется со статьей 295 Гражданского кодекса, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий. В ней говорится, что предприятие не вправе вносить принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество без согласия собственника. Следовательно, с согласия собственника оно может вносить это имущество в качестве вклада и таким образом оплачивать акции. Остальным (движимым) имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Из сопоставления приведенных норм следует сделать вывод о том, что закон допускает возможность участия государственных и муниципальных предприятий в учреждении акционерных обществ. При ином подходе статья 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (в соответствующей части) оказалась бы просто бездействующей. Непоследовательным был бы отказ в праве на участие в учреждении обществ субъектам права хозяйственного ведения, притом что закон не исключает такую возможность для субъектов, наделенных более ограниченным вещным правом - оперативного управления - учреждений. Эта позиция становится более прочной в связи с принятием нового Закона о приватизации, статья 3 которого предусматривает, что действие его не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Тем самым снимается вопрос о каком-либо нарушении статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации при участии предприятий в учреждении акционерных обществ, приобретении их акций. Изложенные доводы касаются возможного участия государственных и муниципальных предприятий в учреждении вновь создаваемых акционерных обществ и не распространяются на случаи создания обществ при приватизации. Они не могут быть не только их учредителями (исключительное право выступать учредителями акционерных обществ при приватизации - от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования - принадлежит органам по управлению государственным и муниципальным имуществом), но и не вправе быть приобретателями акций этих обществ при первичном их размещении, в том числе продаже на коммерческих конкурсах и аукционах. Продажа акций акционерных обществ, созданных на базе государственных или муниципальных предприятий, является одним из способов приватизации. Согласно статье 9 Закона о приватизации не могут быть покупателями приватизируемого государственного имущества названные предприятия, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов. Вместе с тем каких-либо ограничений на приобретение акций акционерных обществ, созданных при приватизации, на вторичном рынке ценных бумаг (у лиц, ставших акционерами этих обществ и полностью оплативших приобретенные акции) Закон не устанавливает. Права и обязанности учредителей акционерных обществ в основном исчерпываются созданием общества, которое считается завершенным с даты его государственной регистрации. С этого момента учредители приобретают статус акционеров и соответственно - все права и обязанности участника общества. Но отдельные особенности в правовом положении акционеров - учредителей на определенное время сохраняются. Пункт 4 статьи 34 Закона "Об акционерных обществах" предусматривает, что акция не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, но делает исключение в отношении акций, приобретаемых учредителями при создании общества. Они могут голосовать и до полной их оплаты (в течение установленного для оплаты акций срока). Если исключить такую возможность, то общество не смогло бы функционировать в первый период своего существования, поскольку бездействовал бы его высший орган управления - общее собрание акционеров. Закон в то же время устанавливает, что в случае неполной оплаты акций в определенный им срок неоплаченные акции поступают в распоряжение общества, а внесенные в счет их оплаты средства акционерам не возвращаются. Уставом, кроме того, может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате акций. Эти положения распространяются на всех акционеров, включая учредителей общества. Поступившие в распоряжение общества акции не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Они должны быть реализованы не позднее одного года с момента их поступления в распоряжение общества. В противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала путем погашения указанных акций. Это общее правило. Но по-иному решается вопрос при неполной оплате акций учредителями акционерного банка или другой кредитной организации. Неоплата или неполная оплата акций первого выпуска при учреждении акционерного банка (иной кредитной организации) в месячный срок с момента регистрации данной организации является основанием для аннулирования решения о государственной регистрации и отказа в регистрации итогов первого выпуска акций банка (кредитной организации). В связи с этим до полной оплаты учредителями акционерного банка (кредитной организации) его уставного капитала банк (кредитная организация) не может начать свою деятельность (получить лицензию на ее осуществление). Учредителям акционерных обществ необходимо иметь в виду, что до полной оплаты акций, размещенных при создании общества, не могут приниматься решения о выплате (объявлении) дивидендов (ст. 43 Закона "Об акционерных обществах"). Законом о банках установлено еще одно дополнительное условие, которое обязаны соблюдать их учредители. Им запрещено выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (ст. 11).

------------------------------------------------------------------

Название документа