В каких случаях с 1 января 2007 г. налоговый орган имеет право приостанавливать процедуру выездной налоговой проверки?

Ответ: На основании п. 1.10.2 Инструкции "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138, налоговые органы в настоящее время активно пользуются правом приостанавливать процедуру выездной налоговой проверки. Учитывая, что Налоговый кодекс РФ не содержит оснований для приостановления процедуры выездной налоговой проверки, налоговые органы пользуются указанным правом по различным основаниям. Как правило, выездная налоговая проверка приостанавливается на время проведения встречных проверок контрагентов налогоплательщика (см. например, Постановление ФАС Поволжского округа от 13.05.2004 N А12-2474/04-С51, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2004 N А66-5953-03).

Тем не менее в практике встречаются случаи приостановления выездной налоговой проверки и по другим основаниям. Например, в связи с неполучением ответов на запросы, связанные с проверкой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.11.2005 N Ф04-7651/2005(16311-А46-7)), на время изъятия документов правоохранительным органом (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.11.2003 N Ф08-4315/2003-1656А).

Пунктом 66 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ ст. 89 НК РФ, регулирующая порядок проведения выездной налоговой проверки, изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

В п. 9 ст. 89 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлен закрытый перечень оснований, когда выездная налоговая проверка может быть приостановлена:

1) для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

2) для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) для проведения экспертиз;

4) для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Согласно п. 13 ст. 7 Закона N 137-ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, начавшиеся после 31 декабря 2006 г., проводятся в порядке, установленном частью первой НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ).

В соответствии с п. 14 ст. 7 Закона N 137-ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 1 января 2007 г., проводятся в порядке, предусмотренном НК РФ, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ. При этом оформление результатов указанных налоговых проверок осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, налоговый орган имеет право приостанавливать процедуру выездной налоговой проверки:

- по проверкам, не завершенным до 1 января 2007 г., - без ограничения оснований приостановления проверки;

- по проверкам, решение о проведении которых принято после 1 января 2007 г., - только по основаниям, предусмотренным в п. 9 ст. 89 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ).

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

25.08.2006