Государственный инспектор по использованию и охране земель привлек должностное лицо юридического лица к административной ответственности в виде штрафа и вынес предписание об устранении правонарушения, вызванного использованием организацией земельного участка без правоустанавливающих документов. Обязано ли в данном случае юридическое лицо высвобождать земельный участок, учитывая, что штраф за указанное правонарушение юридическое лицо выплатило?

Ответ: Да, юридическое лицо в данном случае обязано высвободить земельный участок по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

На основании ст. 71 Кодекса специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.5 (в части информации о состоянии земель), ст. ст. 8.6 - 8.8 указанного Кодекса.

Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Подпунктом "б" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" установлено, что должностные лица и специалисты Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 N 833 "О государственном земельном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 47, ст. 4685), при этом обладают правами и полномочиями, установленными указанным Постановлением для должностных лиц и специалистов Федеральной службы земельного кадастра России и ее территориальных органов.

Согласно пп. "б" п. 8 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 N 833 "О государственном земельном контроле" (далее - Положение), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю.

На основании пп. "б" п. 14 Положения государственные инспекторы по использованию и охране земель при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок.

Кроме того, п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

На основании вышеизложенного юридическое лицо, использующее земельный участок без правоустанавливающих документов, обязано высвободить земельный участок на основании предписания государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель после уплаты штрафа, наложенного указанным должностным лицом в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ.

А. Р.Мкртумян

Федеральное агентство

кадастра объектов недвижимости

25.08.2006