Физическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, который относится к территории памятника федерального значения (объект археологического наследия). Является ли данный участок в соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограниченным в обороте и, следовательно, на основании ст. 389 НК РФ не подлежащим обложению земельным налогом?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 августа 2006 г. N 03-06-02-05/33

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом п. 2 ст. 389 Налогового кодекса определены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения земельным налогом.

К таким земельным участкам, в частности, отнесены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

На основании пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

В этой связи следует отметить, что ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) определен перечень земельных участков, отнесенных к государственной и муниципальной собственности.

Отнесение земельных участков к государственной собственности или муниципальной собственности предусматривает наличие на этих земельных участках зданий, строений, сооружений, находящихся соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, предоставление земельных участков соответственно органам государственной власти или органам местного самоуправления, казенным предприятиям, государственным или муниципальным унитарным предприятиям и некоммерческим организациям, созданным этими органами, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 20 Земельного кодекса граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность.

При этом предоставление в собственность гражданам земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничивается (п. 3 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ).

Таким образом, полагаем, что указанные в письме земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут рассматриваться как ограниченные в обороте в соответствии с земельным законодательством и, следовательно, должны подлежать налогообложению земельным налогом.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

25.08.2006