Вправе ли организация учитывать расходы по изготовлению визитных карточек в расходах на рекламу для целей налогообложения прибыли?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимаются товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 указанной статьи).

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

В абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ приведен закрытый перечень расходов на рекламу, которые организация при исчислении налога на прибыль вправе включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полном объеме.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 данного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Таким образом, расходы по изготовлению визитных карточек к расходам на рекламу для целей налогообложения прибыли не относятся в случае, если указанные карточки содержат персональную информацию о сотруднике и не содержат информации об объекте рекламирования (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ и ст. 2 Федерального закона N 38-ФЗ).

Вместе с тем расходы по изготовлению таких визитных карточек могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, если эти расходы соответствуют требованиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом визитные карточки должны быть изготовлены для сотрудников, в должностных инструкциях которых указано, что поддержание контактов с другими организациями входит в круг их служебных обязанностей.

В случае если визитные карточки содержат информацию об объекте рекламирования организации, расходы на их изготовление в целях гл. 25 НК РФ относятся к рекламным расходам на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ и учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Е. Н.Коломина

Консалтинговая группа "ИнтерСофт"

24.08.2006