Организация осуществляет розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам. В силу специфики данного способа реализации товара его кража - наиболее вероятная причина товарных потерь. Вправе ли организация учесть в расходах в целях исчисления налога на прибыль потери, связанные с хищениями, виновники которых не установлены (организация в правоохранительные органы не обращается)?

Ответ: По мнению Минфина России, при отсутствии документа уполномоченного органа государственной власти, отражающего факт хищения товаров, учесть в расходах в целях исчисления налога на прибыль потери, связанные с хищениями в организации розничной торговли с открытым доступом покупателей к товарам, виновники которых не выявлены, не представляется возможным.

Обоснование: Позиция официальных органов по рассматриваемому вопросу заключается в том, что в подобных случаях налогоплательщики должны руководствоваться пп. 5 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ (см., например, Письма Минфина России от 08.11.2010 N 03-03-06/1/695, от 11.09.2007 N 03-03-06/1/658). Так, товарные потери, возникшие в ходе деятельности (в розничной торговле с открытым доступом покупателей к товарам), организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли, только если факт отсутствия виновных лиц документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

В Письме от 06.12.2012 N 03-03-06/1/630 Минфин России поясняет, в какой уполномоченный орган государственной власти следует обращаться потерпевшему лицу и какой конкретно документ сможет подтвердить списание недостающего в связи с кражей неустановленными лицами товара в налоговых расходах.

По хищению имущества (ст. 158 Уголовного кодекса РФ) открывается предварительное следствие, которое ведет следователь органов внутренних дел Российской Федерации. В случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается (п. 1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса РФ), следователь выносит соответствующее постановление. Копия указанного постановления, которую потерпевший вправе получить на основании п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ, и является документом, подтверждающим факт отсутствия виновных лиц. А дата такого постановления будет считаться датой признания убытка от недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц.

Таким образом, по мнению Минфина России, списание в расходы украденного в торговом зале товара возможно на основании пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ лишь при наличии документов от уполномоченного органа государственной власти.

Стоит отметить, что до декабрьского разъяснения финансистов крупная торговая организация пыталась оспорить утверждение о том, что списание в убыток украденного в торговом зале возможно лишь при наличии документов от уполномоченного органа государственной власти. Несмотря на то что в принятии жалобы (на нарушение конституционных прав и свобод пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ) к рассмотрению было отказано, Конституционный Суд РФ (Определение от 24.09.2012 N 1543-О) высказался о том, что факт отсутствия виновных лиц может подтверждаться документом, не являющимся документом уполномоченного органа власти. Это давало возможность организациям подтверждать свои потери от краж в налоговых расходах на основании других документов.

Действительно, пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ не конкретизируется, какие именно документы нужны для подтверждения внереализационных расходов в виде недостачи в случае отсутствия виновных лиц, а также убытков от хищений, виновники которых не установлены.

Обратим внимание на то, что в Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрены Правительством РФ 30.05.2013) включены меры, связанные с совершенствованием налогообложения рассматриваемого сектора торговли. Отмечается, что в НК РФ необходимо предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам. В частности, планируется разрешить учитывать в налоговых расходах такие недостачи в размере не более 0,75% выручки от реализации. Причем потери подлежат списанию не по всем товарам, а только по тем, которые будут поименованы в перечне, утверждаемом Правительством РФ.

С. Н.Зайцева

Консалтинговая группа "Аюдар"

10.10.2013