Российская организация ввозит в РФ товары определенной торговой марки, которые потом реализует через магазины, являющиеся самостоятельными юридическими лицами (далее - партнеры)

С целью увеличения объемов продаж указанная организация проводит среди персонала своих партнеров конкурсы, направленные на повышение активности и заинтересованности торгового персонала в процедуре привлечения и качественного обслуживания потенциальных покупателей, а также на повышение уровня знаний о продаваемом продукте. Информация о проводимом конкурсе доводится до партнеров и их работников информационными письмами, в которых изложены условия проведения конкурса.

По итогам конкурса среди торгового персонала партнеров определяются победители, которые награждаются призами - товарами реализуемой торговой марки.

При этом результат участия в конкурсе зависит в том числе от количества проданного конкретным работником организации-партнера товара определенной марки за определенный период.

По какой ставке НДФЛ облагается доход физических лиц - продавцов партнеров, которые по результатам конкурса получили призы, если продавцы являются налоговыми резидентами для целей НДФЛ?

Ответ: Доходы продавцов магазинов-партнеров организации - поставщика товаров в виде призов, выигранных в ходе конкурсов, организованных поставщиком и направленных на повышение активности и заинтересованности торгового персонала магазинов-партнеров в процедуре привлечения и качественного обслуживания потенциальных покупателей товаров определенной марки, облагаются НДФЛ по ставке 13%. Однако не исключена возможность споров с налоговыми органами, которые могут настаивать на обложении указанных доходов по ставке 35%.

При этом доходы продавца в виде призов общей стоимостью до 4000 руб. за налоговый период не подлежат налогообложению.

Обоснование: Согласно нормам п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ.

В отношении стоимости выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ (4000 руб.), устанавливается ставка 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).

При этом в силу норм п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 4000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

- стоимость подарков, полученных налогоплательщиком от организаций или индивидуальных предпринимателей;

- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации доходы до 4000 руб. за налоговый период не подлежат налогообложению, а основным критерием разграничения для применения той или иной ставки для доходов свыше 4000 руб. будет являться цель проводимых мероприятий.

На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации подлежит применению ставка 13% в связи со следующим.

Статья 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) устанавливает, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пунктом 3 ст. 3 Закона о рекламе определено, что товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемой ситуации конкурс проводится среди определенного круга лиц - партнеров и их работников. То есть проведение такого конкурса с точки зрения Закона о рекламе не будет являться рекламой.

Кроме того, среди партнеров и их работников распространяется информация о конкурсе, проводимом организацией-поставщиком, а не о конкретных товарах. При этом из формулировки п. 2 ст. 224 НК РФ следует, что повышенная ставка 35% применяется в случае проведения мероприятия в целях рекламы именно товаров, работ и услуг.

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации доходы в виде призов общей стоимостью до 4000 руб. за налоговый период не подлежат налогообложению. Доходы свыше 4000 руб. за налоговый период в виде призов, полученных в ходе указанного в вопросе конкурса, будут облагаться по ставке 13%.

Однако в то же время нельзя полностью исключить возможность возникновения у контролирующих органов претензий, связанных с квалификацией полученных призов как доходов, упомянутых в п. 2 ст. 224 НК РФ.

А. А.Прохоров

Консалтинговая группа

"ЭККАУНТИНГ-СЕРВИС"

10.10.2013