В ходе камеральной проверки декларации по НДС инспекция истребовала у организации первичные учетные документы и данные бухгалтерского учета (журнал-ордер по счету 62, субсчет "Авансы, полученные от покупателей") с целью проверки сведений о полученных в отчетном месяце авансах. Данные документы были представлены. Позднее налоговый орган направил организации еще одно требование о представлении в дополнение к ранее истребованным документам расшифровки по каждому контрагенту сумм полученных авансов и исчисленного с них НДС по предложенной самим налоговым органом форме в виде таблицы. То есть фактически в данном требовании организации предлагается систематизировать ранее предоставленную информацию. Обязана ли организация заполнить и представить затребованную таблицу?

Ответ: Все перечисленные в ст. 31 Налогового кодекса РФ права налогового органа корреспондируют с обязанностями, возлагаемыми на налогоплательщиков ст. 23 НК РФ.

Так, пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ предоставляет налоговому органу право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным законодательством, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Соответственно, данному праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика, возложенная на него пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ, по предоставлению налоговому органу необходимой информации и документов в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ.

За невыполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей НК РФ предусмотрена ответственность.

В данном случае ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Поскольку налоговый орган проводил камеральную проверку представленной налогоплательщиком декларации по НДС, то на основании абз. 4 ст. 88 НК РФ он был вправе потребовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты НДС, а именно данные бухгалтерского учета по счету 62, субсчет "Авансы, полученные от покупателей".

При этом следует подчеркнуть, что обязательны для представления только документы, предусмотренные законодательством. Как следует из вопроса, форма документа, который требует представить налоговый орган, нормативно не установлена, а разработана самим налоговым органом. Фактически налоговый орган требует от налогоплательщика систематизировать и распределить в удобной для работы налогового органа форме ранее представленную информацию.

Поскольку ни налоговым законодательством, ни законодательством о бухгалтерском учете на налогоплательщика не возложена обязанность составления и представления бухгалтерских документов по формам, разработанным налоговым органом для удобства своей работы, то налоговый орган не вправе требовать представления таких документов от налогоплательщика.

Иными словами, из данного требования не могут вытекать правовые последствия его неисполнения в виде привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что налогоплательщик может не исполнять требование налогового органа о представлении документов, составление которых не предусмотрено законодательством, поскольку ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность выполнения только законных требований налогового органа.

В. Н.Быков

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

09.08.2006